Интеллект муравьев - 4
Интеллект муравьев - 1
Интеллект муравьев - 2
Интеллект муравьев - 3
Другой подход - это эксперименты с языками-посредниками. Когда мы не пытаемся расшифровать язык животных, но пытаемся научить их либо непосредственно нашему языку, либо какому-то переходному языку, для того чтобы с ними договориться. Дельфины осваивают искусственные языки, языки-посредники. Ещё некоторые виды, попугаи осваивают даже английский язык, причём, не просто, как выяснилось, повторяют, они даже им владеют и могут что-то объяснить о внешнем мире. Ответить на вопрос, сколько каких предметов, сколько из них кожаных, белых и так далее. Но при всём при том неизвестно, существует ли у них естественный язык, в природе.
Итак, первый подход - попытки прямой расшифровки, второй - использование языков-посредников, есть и третий - использование идей и методов теории информации. Наука эта появилась в начале ХХ века. Было количественно определено, что же такое информация. Причём эта теория блестяще описывала существующие и далее конструируемые технические системы. И было осознано, что, в общем, все системы коммуникации, в том числе и язык человека, существуют для того, чтобы именно передавать информацию, а не только для того чтобы рассказывать сказки на ночь или ещё что-то. По крайней мере, они хорошо для этого приспособлены, и в основном они для этого, то есть для передачи информации, и создавались. И если уж они для этого и созданы, то дальше возникла естественная мысль - попробовать понять, не передают ли информацию, скажем, общественные насекомые, такие как муравьи, которые, к счастью, не летают, то есть с ними легче работать в этом смысле.
Суть подхода, придуманного коллективом Резниковой, такова. Создавалась такая ситуация в эксперименте, когда ученые сами определяли, какое количество информации муравьи должны передать, для того чтобы найти себе еду. Причём для муравьев это был вопрос жизни и смерти, мотивация была очень высокая. Первые опыты ставились ещё в 1982 году. Муравьи передавали друг другу сведения о координатах кормушки с сиропом.
Экспериментальная установка представляла собой бинарное дерево с несколькими развилками ("налево пойдешь - ..., направо пойдешь - ..."), которые оканчивались "листьями". Всего листьев было восемь (т.е. муравью до любого из них предстояло пройти три последовательные развилки), На каждом из этих листьев была укреплена кормушка, она же кусочек ваты. Все ватки с водой, а ровно одна с сиропом. И если кто-то, как муравей, захочет рассказать, где находится кормушка, он скажет, к примеру, так: сначала лево, потом право, и снова право. Тем самым будет передано 3 бита информации.
Или мы можем придумать, что все листья будут по-разному называться. Один лист у нас будет называться коньяк, допустим, другой - будет называться виски, и так далее. Но суть в том, что всё это - всё равно 3 бита информации. Природу не обманешь.
Или пусть у них будут такие имена: "Веточка та, где вчера был сироп". Или "Там, где на той неделе был сироп". Можно такие фразы использовать, но всё равно передаются те же 3 бита информации, в чем вся и прелесть. Мы совершенно не должны думать о строе языка, о словаре, о чём-то ещё.
Для того чтобы представить себе, как это всё делалось, нужно сказать, что муравьи жили на лабораторной арене величиной примерно с письменный стол. ( Collapse )
Интеллект муравьев - 2
Интеллект муравьев - 3
Другой подход - это эксперименты с языками-посредниками. Когда мы не пытаемся расшифровать язык животных, но пытаемся научить их либо непосредственно нашему языку, либо какому-то переходному языку, для того чтобы с ними договориться. Дельфины осваивают искусственные языки, языки-посредники. Ещё некоторые виды, попугаи осваивают даже английский язык, причём, не просто, как выяснилось, повторяют, они даже им владеют и могут что-то объяснить о внешнем мире. Ответить на вопрос, сколько каких предметов, сколько из них кожаных, белых и так далее. Но при всём при том неизвестно, существует ли у них естественный язык, в природе.
Итак, первый подход - попытки прямой расшифровки, второй - использование языков-посредников, есть и третий - использование идей и методов теории информации. Наука эта появилась в начале ХХ века. Было количественно определено, что же такое информация. Причём эта теория блестяще описывала существующие и далее конструируемые технические системы. И было осознано, что, в общем, все системы коммуникации, в том числе и язык человека, существуют для того, чтобы именно передавать информацию, а не только для того чтобы рассказывать сказки на ночь или ещё что-то. По крайней мере, они хорошо для этого приспособлены, и в основном они для этого, то есть для передачи информации, и создавались. И если уж они для этого и созданы, то дальше возникла естественная мысль - попробовать понять, не передают ли информацию, скажем, общественные насекомые, такие как муравьи, которые, к счастью, не летают, то есть с ними легче работать в этом смысле.
Суть подхода, придуманного коллективом Резниковой, такова. Создавалась такая ситуация в эксперименте, когда ученые сами определяли, какое количество информации муравьи должны передать, для того чтобы найти себе еду. Причём для муравьев это был вопрос жизни и смерти, мотивация была очень высокая. Первые опыты ставились ещё в 1982 году. Муравьи передавали друг другу сведения о координатах кормушки с сиропом.
Экспериментальная установка представляла собой бинарное дерево с несколькими развилками ("налево пойдешь - ..., направо пойдешь - ..."), которые оканчивались "листьями". Всего листьев было восемь (т.е. муравью до любого из них предстояло пройти три последовательные развилки), На каждом из этих листьев была укреплена кормушка, она же кусочек ваты. Все ватки с водой, а ровно одна с сиропом. И если кто-то, как муравей, захочет рассказать, где находится кормушка, он скажет, к примеру, так: сначала лево, потом право, и снова право. Тем самым будет передано 3 бита информации.
Или мы можем придумать, что все листья будут по-разному называться. Один лист у нас будет называться коньяк, допустим, другой - будет называться виски, и так далее. Но суть в том, что всё это - всё равно 3 бита информации. Природу не обманешь.
Или пусть у них будут такие имена: "Веточка та, где вчера был сироп". Или "Там, где на той неделе был сироп". Можно такие фразы использовать, но всё равно передаются те же 3 бита информации, в чем вся и прелесть. Мы совершенно не должны думать о строе языка, о словаре, о чём-то ещё.
Для того чтобы представить себе, как это всё делалось, нужно сказать, что муравьи жили на лабораторной арене величиной примерно с письменный стол. ( Collapse )