Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Кот-прун

Скажите, как его зовут

Интересно, можно ли догадаться, о каком человеке идёт речь по такому описанию:

Рожден он был под одним именем, но известен стал под другим. С детства увлекался бардовской песней и шансоном. В составе криминальной группировки своего города устроил потасовку на мосту через реку с аналогичной группировкой города соседнего. Получил по шапке и даже был взят в плен. Позже записался в другую банду, но чуть ли не в первую же ночь дал оттуда дёру. Сразу после этого решил сменить работу, а начал он с того, что обворовал собственного отца.

Кто же он? :)

Задание совсем простое, но если окажется сложнее, чем я думаю, начну давать подсказки и расскажу ещё что-нибудь про нашего героя.
Уединение

Испания - 17 (Принцесса Эволи)



Некоторое время назад antoin анонсировал у себя замечательный исторический фильм — "Заговор в Эскориале", он же "La Conjura de El Escorial", с Джейсоном Азексом, Джулией Ормонд и кучей прочих испанцев (трейлер). dmsh перевела субтитры к фильму на русский язык. Ну а я тогда напишу несколько слов про одну из главных героинь сего действа — принцессу Эволи.



Сейчас уже никто не скажет точно, как принцесса потеряла глаз. Официальная версия рассказывает о несчастном случае на охоте или во время фехтования с одним из пажей. Есть, однако, мнение, что принцесса просто могла быть косоглазой.

Она вышла замуж совсем юной — за Руя Гомеса де Сильву, фаворита Филиппа II, и за 14 лет супружеской жизни стала настоящей матроной большой семьи. Гомес, человек тактичный, умел обуздывать свою властную жену, но время от времени у неё случались вспышки гнева — особенно в отношениях со святой Терезой, которая была в определённом смысле ничуть не менее деспотичной. Collapse )
Ворон

Дайджест

1. "Азбука взаимоотношений" от hasbulat:

На самом-то деле в межчеловеческих взаимоотношениях всё значительно проще, чем принято считать. Но люди страдают оттого, что не умеют систематизировать сведения о структуре возникновения симпатии, дружбы, любви, о их основах.

- Почему вы расстались?
- Потому что он изменил мне...

ДА ВОТ ДУДКИ!!! Измена была лишь очередным шагом на пути давно начавшегося разложения взаимоотношений. Это то же самое, что сказать: "Поражённый сифилисом умер от того, что у него отвалился нос."

Люди мечутся, ищут чего-то, мучаются оттого, что не отдают себе отчёта в элементарнейших вещах.


Читать полностью

2. "Большая лекция о Боге" от expelled_evil:

Итак, лекция о Боге. *усаживается на кафедре с ногами* Для того, чтобы понять мою позицию, надо принять факт, что, как ни странно, я человек верующий. Я верю в две аксиомы, ибо в доказательствах для меня они не нуждаются, да доказать их, в принципе, невозможно.

Аксиома первая: Бог существует. Аксиома вторая: душа существует, как одно из проявлений Бога.

Это единственное, что может связывать меня с верующими любых конфессий, потому что моя позиция ближе к традиционному научному подходу, нежели метафизическому. Далее я поведаю вам, что именно в моей концепции представляет собой система, которую люди условно называют "Богом". Да, для меня более правильно называть это словом "Система", но лучше я буду пользоваться более понятной вам терминологией) Кстати, всё, что я скажу, абсолютно не новое, знакомое практически каждому, просто систематизированное мной в одну концепцию. И ещё просьба учесть, что это не научная диссертация, это всего лишь достаточно схематичные тезисы, каждый из которых можно развить в отдельную подробную статью. Я стараюсь передать только основной смысл.

Во-первых, дам определение Бога. Бог - это разумная живая система, система всех систем, которая характеризуется тремя основными свойствами: Правилом, Парадоксом, Прогрессом. Во-вторых, эти свойства мы сейчас и рассмотрим более подробно.


Читать полностью

3. "De ligneus rubelus petrificatio" от anpaza:

Побаловался на досуге с электронными таблицами из интереса, хотел выяснить всю глубину падения эффективного курса рубля за последние два месяца. По идее, рубль за последние 5 лет настолько окреп что недавнее падение не должно было особо сказаться. Забегая вперёд, скажу, что примерно так оно и вышло.

Читать полностью

Продолжение: De ligneus rubelus petrificatio, pars bis

4. "Последнее прибежище негодяя" - что имел в виду др. Джонсон..." от sanitareugen:

Таким образом, буквальный смысл фразы таков: "При наличии известного патриотизма даже негодяй может избавиться от наказания, выбрав опасную, но нужную для Родины службу".

Читать полностью

5. "Поговорим о витаминах" от ryba_barrakuda:

Давайте попытаемся взвесить все за и против и вообще, подойти к проблеме, не залезая в дебри частностей (то есть не размахивая цитатами из пабмедных поисков о исследованиях на трех крысах и одном бурундуке), но и не злоупотребляя общими словами.

Итак, у нас есть человек, который вроде бы ничем не болеет (одна простуда и один грипп в год - не в счет, это "джентльменский набор" любого горожанина). И он хочет знать, принимать ли ему витамины и когда это делать, и не умрет ли он от этого в страшных муках, и не обогатятся ли ненароком фарм-компании, продавая ему мечту о здоровом цвете лица.


Читать полностью
Кот-прун

Венеция - 7: Сан Марко (Часть 1)

В связи с предстоящей поездкой в Венецию, возобновляю свой "Венецианский цикл". Краткое содержание предыдущих серий:

Венеция - 1: когда и куда ехать
Венеция - 2: моторки, гондолы, вапоретто...
Венеция - 3: скидки и рестораны
Венеция - 4: музеи (Галерея Академии)
Венеция - 5: музеи
Венеция - 6: церкви (Фрари и Сан Дзаниполо)


Первая церковь святого Марка сгорела ещё в 976 году. Некоторое время спустя греческие архитекторы принялись строить новую и закончили всю работу за десять лет. И все эти десять лет капитаны венецианских кораблей везли из своих восточных путешествий камни и драгоценности для украшения собора.

Архитектурно прообразом для Сан Марко послужила константинопольская церковь святых Апостолов после перестройки её Юстинианом, в которой в 337 году был похоронен Константин Великий. Оказавшись в тени построенной чуть позже Святой Софии, церковь тем не менее осталась усыпальницей всего императорского семейства. Сотни лет в ней покоились императоры Византии, пока не пришли западные европейцы, которые разграбили город, взломали гробницы, сорвали с умерших золото и одежды, а гробы употребили в качестве поилок для лошадей. Османские турки, завоевав Константинополь, сравняли церковь святых Апостолов с землёй, а на её месте возникла мечеть Мухаммеда II.

Кроме венецианцев церковь успели "скопировать" в Эфесе (сейчас от неё остались руины) и во французском Перигё. (Странно, что в городе трюфелей и фуа гра смог возникнуть такой собор как Сен-Фрон.) Но в своём первозданном блеске смог сохраниться лишь Сан Марко.

Первым патроном Венеции был однако вовсе не св. Марк, а некий мученик по имени Теодор, некогда почитаемый, но быстро утративший свою популярность - непростительная ошибка в таком государстве как Венеция, где успех означал всё.

Сейчас его статуя с копьём, протыкающим крокодила, символа зла, стоит на одной из двух знаменитых колонн на площади святого Марка. Вот пожалуй и всё. Более благодарными оказались римляне, посвятившие святому Теодору, прозванному ими нежно - сан Тото, маленькую тенистую церквушку у подножия Палатина.

Существует легенда, рассказывающая о том, как мощи святого Марка попали в Венецию. Свою мученическую смерть евангелист принял в египетской Александрии, где и был похоронен. В 827 году хранителя гробницы посетили два венецианских торговых капитана. "Мессир," - сказал один из них - "если вы согласитесь отправиться с нами в Венецию, захватив тело монсеньора Сан Марко, вы станете богатым человеком". Хранителю очень хотелось стать богатым человеком, но он боялся гнева мусульман, почитавших святого в отнюдь не меньшей степени. "Что ж, подождите, пока святой Марк сам подаст вам знак", - ответили ему капитаны.

Долго ждать не пришлось - святой дал понять хранителю, что желает сменить прописку. Ближайшей ночью тело евангелиста подменили на какое-то другое тело. Мощи положили в корзину, забросав капустой и свининой для защиты от проверок мусульман, и поспешили на корабль. Однако апостол и сам подложил похитетелям свинью: как только гробницу открыли, по городу распространился сильный запах благовоний. Мусульмане, открывавшие гробницу каждый год по праздникам, были знакомы с запахом. Они бросились к гробу святого Марка, но обманулись чужим телом. Те же, что побежали в порт, узрели только лишь корзину со свининой на главной мачте. Торговцы ушли со своей добычей, ну а в истории Венеции началась новая эра.

Продолжение следует.
Уединение

Утраченные коды культуры

Rainaldo некоторое время назад подбросил ссылку на статью Давида Иоффе "Утраченные коды культуры". То, что в моем собственном культурном багаже существует определенный провал, я по большому счету и в первый раз почувствовал, оказавшись в Германии, где эта самая часть культурного кода, отсутствовавшая у меня, пронизывает всё общество снизу доверху. Ощущение, что мне без этой части чего-то не хватает, пришло позже. Когда я серьезно заинтересовался историей искусства. Искусство же (картины, фрески, скульптуры,..) помогло и восстановлению пробела. Впрочем, этот путь, очевидно, не единственный. Но перейдем к собственно статье...

    Большинство читателей, вероятно, помнят, как плачевно закончилась попытка Тома Сойера получить награду за знание Библии. После того, как Том торжественно предъявил необходимое количество билетиков, потрясенный директор школы спросил:
    - Без сомнения, Том, тебе известны имена всех двенадцати апостолов. Первых из них звали ...
    - Давид и Голиаф!1
    Вряд ли Марк Твен мог предполагать, что когда-нибудь абсурдность ответа Тома потребует объяснений, но в любом советском издании приведенный отрывок сопровождался примечанием, например, таким:
    "На самом деле, по сказаниям библии, Давид был пастух, убивший силача Голиафа. Первыми учениками Христа евангелие называет Петра и Андрея".

    Это примечание не объясняло советским школьникам всю глубину невежества Тома - подумаешь, перепутал. Им было невдомек, что Том спутал деятелей совершенно разных эпох, отстоящих в истории почти на тысячелетие, что Давид и Голиаф - это герои Ветхого Завета, а апостолы - Нового Завета. Да что школьники! Многолетняя борьба с религией привела к тому, что не только школьники, но даже писатели имели смутное представление о библейских текстах. В мемуарах Г. Свирского читаем:
    "Завершая "Бабий Яр", Евтушенко позвонил поэту Александру Межирову:
    - Слушай, Саша, когда Моисей выводил евреев из Египта, светила ли над ними вифлеемская звезда?
    - Старик - ответил изумленный Межиров, - это было совсем в другой раз и в другой религии".2
    Евгений Евтушенко, подобно Тому Сойеру, тоже спутал тексты Ветхого и Нового Завета, Священное Писание воспринималось им как единое целое. Однако за консультацией он обратился все-таки к еврею, поскольку помнил, кого Моисей выводил из Египта. В этом конкректном случае еврей Межиров разбирался в различии религий и символов. Но вот в тексте, написанном двумя евреями, читаем:

    "Бедного Иосифа братья продали за какие-нибудь тридцать серебреников".3
    Эта фраза - снова контаминация Ветхого и Нового Заветов. Согласно Ветхому Завету, Иосиф был продан за двадцать серебреников (Бытие 37:28), а тридцать - это сумма, которую, согласно Новому Завету, получил Иуда за предательство Христа, сумма, ставшая расхожим литературным штампом, и в этом качестве попавшая в рассказ Шаргородских.

    Collapse )
Кот-прун

Страна имён... простор для туриста!

Выношу из комментариев к этому посту о курьёзах, связанных с именами, рассказ Rainaldo о стране имён - Италии.

У итальянцев даже внутри страны - путаница с уменьшительными и с вариациями имён. Регионов и диалектов много (чуть больше ста лет назад ещё разобщённых, а по сути аж до массового телевидения конца прошлого века). И в каждом - сложились собственные формы. При этом уменьшительные имена, как и во многих странах, употребляются публично и часто...

Скажем, Джузеппе - в самом ходячем "северном" варианте: Пино. Так же звучит-пишется и слово "сосна", средиземноморская пиния, отсюда "игра смыслов" в имени всем известного персонажа: "Пиноккио" - это сосновая щепочка или орешек, и в то же время - "сынок Пино", то есть "сын" Джузеппе (как его "папу" с аллюзией на библейского плотника звали у Коллодио, - и не сложно подметить, что по этой аналогии - "Пиноккио" можно было б прозвать и Христа, причём сыном тот был тоже приёмным и "непорочным" :) ).

Для сицилийцев же, к примеру, Джузеппе - это Пиппо, тогда как для более северных - "Пиппо" - это "Филиппо".

Всего же подобных диалектальных вариантов от этого имени - до двух десятков. При этом Пиппо никогда не "переметнётся" в Пино или Пеппино, и наоборот.

Collapse )
Ворон

Следствием носа является хвост!

Был некто, каждый день сидевший и смотревший на узкое
вертикальное отверстие, где не хватало доски в высоком
деревянном заборе. Каждый день мимо узкого отверстия проходил
дикий осел пустыни -- сперва нос, затем голова, затем передние
ноги, затем длинная коричневая спина, задние ноги. и, наконец,
хвост. Однажды, этот некто вскочил, свет открытия зажегся в его
глазах, и закричал всем, кто мог его услышать: "Это же
очевидно! Следствием носа является хвост!"

Притчи Потаенной Мудрости, из Устной Истории Ракиса.



Тезис о том, что наука вышла из христианства обсуждается в последнее время и широко, и с завидной регулярностью. Тут можно вспомнить и записанную на видео лекцию Кураева и, раз уж мы сейчас сидим в ЖЖ, постинг ivanov_petrov на данную тему. За вычетом отстранненно-созерцательного взгляда на проблему, в споре можно выделить две основные позиции: "христианство является причиной появления науки" и "заслуги церкви и религии в появлении науки нет, наука развилась вопреки христианству". Не могу присоединиться ни к первой, ни ко второй позиции, поэтому коротко озвучу здесь собственное мнение, ни в коем случае на истинность не претендующее и довольно-таки банальное, но счастливо мной не встреченное нигде в дискуссиях ранее. Не встреченное вероятно по причине ограниченности моего интереса к данной теме, а счастливо - потому что нет ничего неприятнее, чем ситуация, когда твои мысли высказывает кто-то другой и до тебя.

Когда я читаю о прогрессе как следствии именно христианства, я в первую очередь вспоминаю о цикличности истории, а еще - школьный исторический учебник с его периодом капитализма, эпохой социализма и эрой коммунизма. Бог с ними, с эпохой и с эрой, я про то, что первобытно-общинное общество сменялось рабовладельческим, в феодализме зарождался капитализм, а капиталистические отношения вели к усилению социальной составляющей. Еще в данном случае важно, что попытки выстроить в феодальном обществе социализм, построить коммунизм среди тех, кто только что слез с деревьев, или научить современному пониманию демократии рабовладельцев в большинстве своем терпели и терпят неудачу.

Очевидно, что для появления абсолютизма не помешает период феодальной рздробленности. Понятно, что тем, кто собирал корешки и бегал за зверьми, когда-нибудь захочется заняться животноводством и земледелием (а вот животноводу вряд ли захочется снова начать бегать за зверьми). Но стоит ли считать животноводство следствием охоты, капитализм следствием феодализма, а земледелие следствием собирательства? Поначалу богов было много, они были везде и от них зависело все - язычество. Следующим шагом стало уменьшение числа богов и вынос этого сокращенного числа в особые материи - христианство. Логичным и последовательным оказался следующий переход: если Бог всего один, да еще и так далеко, так, может, ничего от него не зависит, а, может, его и нет вовсе. А любопытному человеку в мире без Бога нужна наука. Вот она и появилась. В свой срок. На закате христианства. В Европе. А в других условиях и среде не возникла, как американская демократия не приживается в Ираке. Однако считать науку следствием христианства... значит уподобиться мудрецу из эпиграфа.
Уединение

Физика духа - 3

Физика духа - 1
Физика духа - 2

В прошлый раз мы говорили о трех началах в физике и трех началах в философско-религиозной сфере. Владимиров настаивает на том, что имеются аналогии между этими двумя тройками категорий. Материальное начало соответствует частицам; идеальное начало - категории физического пространства-времени, потому что пространство-время - это идеальная категория. Это некая рациональная конструкция, которое используется в физике и математике. А духовное начало соответствует полям переносчикам взаимодействий. В пользу этой аналогии можно привести несколько примеров.

Так еще в античности Эмпедокл, когда рассматривал четыре основных элемента: огонь, землю, воду, воздух, - объяснял их соединение и разъединение понятиями "любовь и ненависть". Часто говорят, что Бог - это любовь. Это очень распространенная, ставшая уже крылатой фраза. Так вот, Эмпедокл уже говорил о том, что притяжение - это когда усиливается любовь, а отталкивание, когда любовь сменяется ненавистью. Далее. Известно, что на иконах, да и в христианских текстах, часто Святой Дух связывается со светом. Ну а свет - это электромагнитные излучения, это кванты переносчиков электромагнитного взаимодействия.

В прошлый раз были названы три различных видения мира: физическое, геометрическое и реляционное видения, которые опираются на пары категорий. Оказывается, если проводить эту аналогию дальше и смотреть, что же на самом деле делалось в религиозно-философских системах в прошлом, то обнаруживается, что в этой сфере проходили аналогичные процессы. На одном начале - будь то духовное начало, будь то идеальное или будь то материальное - не получается содержательной конструкции. Если внимательно приглядеться, то всегда на самом деле опирались на объединение двух начал. Даже в диалектическом материализме, который в нашей стране господствовал в течение ХХ века, когда провозглашалось, что в основе мира лежит материальное начало, на самом деле все обстояло не совсем так. Во-первых, утверждалось, что диалектический материализм - это научное учение. А раз научное учение, то вы уже впустили рациональное начало, то есть вы используете идеальное начало. Когда говорится, что имеется форма существования материи, каковой является пространство-время, то опять используется идеальное начало. На самом деле диалектический материализм опирался на объединение двух начал - материального и идеального, из которых одно не объявлялось официально, а проталкивалось контрабандой.

Таким образом материализм должен быть уподоблен реляционному видению мира. Религиозное миропонимание, объединяющее духовное и материальное начала, соответствует физическому видению мира, потому что любая религия не строится на одном лишь духовном начале. Всегда, если есть Бог, то Бог - Творец материального мира. И если бы не было материального мира и человека, который в нем живет, то рассуждения о Творце теряли бы всякую силу. То есть всегда обязательно в любых религиозных учениях есть небо, есть земля. На объединении этих двух начал строится учение.

Collapse )
Уединение

Физика духа - 2

Физика духа - 1

Владимиров несколько иначе понимает ситуацию, возникшую в ХХ веке. По его мнению за 100-150 лет физика прошла путь примерно такой же, как и философско-религиозное мировозрение за две - две с половиной тысячи лет, только в какой-то степени в обратном порядке. Религия обычно исходит из того, что есть Первоначало, н-р, Бог в христианстве, Дао в даосизме. А затем это Первоначало в разных философско-религиозных системах расчленялось. Выделялись, как правило, три начала: материальное, идеальное и духовное. В зависимости от того, какое начало является доминантой, разделяются системы. В идеалистических философских системах во главу угла ставится идеальное начало. Религия строится на основе духовного начала. Если же в основание мира кладется материальное начало, то такая филососфская система называется материализмом. В течение многих веков и даже тысячелетий шла борьба между этими тремя мировоззрениями.

Оказывается, аналогичная ситуация наблюдалась и в физике ХХ века. Единый еще с представлений античности мир был постепенно расчленен на три составные части. К началу ХХ века были вычлены три ключевые физические категории. Прежде всего, это категория частиц - в классической механике это тела. В классической физике изучается поведение тел, которые находятся не иначе как в пространстве и времени.

В самом начале ХХ века Герман Минковский заявил: "Милостивые господа! Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции и лишь некоторый вид соединения обоих должен сохранить самостоятельность". Пространство-время составляет вторую физическую категорию.

Тела между собой взаимодействуют. Без взаимодействий тела - это вещи в себе. Значит, нужно ввести третью физическую категорию - полей, переносчиков взаимодействий. Поля передают воздействие одного тела на другое, распространяясь между ними в непрерывном пространстве-времени. Вот эти три ключевые категории - частицы (тела), пространство-время и поля - составляют основу (триалистической) физической картины мира, сложившейся к началу ХХ века.

Для дальнейшего развития физики в ХХ веке была характерна тенденция к сокращению числа ключевых категорий. Содержание физики опредялялось теориями, опиравшимися не на три, а на две физические категории, из которых одна, обобщенная, объединяла в себе две классические категории. В зависимости от того, какие пары категорий из трех образовывали одну новую категорию, возникли три видения мира.

Collapse )
Жизнь - Mystic Wood

Беседы с Летучим Медведем

Исходный посыл:

flying_bear
Есть такие люди, агностики. То есть, лишенные Гнозиса (знания), отвергающие знание. На самом деле, они, конечно, много всего знают и умеют. Не знают же они - есть Бог или нет.

Ну, казалось бы, не знаешь - так постарайся узнать? Это же, наверно, важно, - или как?
Как можно в основу мировоззрения класть нежелание иметь основу мировоззрения?

В дополнение:

flying_bear
Что такое агностицизм как мировоззрение? Пожалуйста: трусость и интеллектуальная нечестность.

Собственно дискуссия:

flying_bear
...я не понимаю, как же может быть, что [вопрос существования Бога] не влияет [на смысл жизни]. Или Ваша жизнь - Ваша, и только Ваша, и Вы вольны делать с ней, что заблагорассудится, или на Ваш счет имеются какие-то планы, которым нужно соотвествовать... Это же совершенно разное отношение к жизни и совершенно разный смысл?

realcorwin
Ну а у хозяина рыбок в аквариуме есть на счет рыбок какие-нибудь планы? А могут ли рыбки эти планы постичь? И стоит ли?..

flying_bear
Мне кажется, люди делятся на три категории: на тех, кто понимает, чем эта аналогия misleadind, на тех, кому это объяснить невозможно, и на тех, кто не умеет считать до двух.

realcorwin
Может ли человек быть уверенным в том, что он что-то понимает, если он это что-то не способен объяснить? Не факт конечно, что объяснение будет понято...

Collapse )

Оригинал обсуждения - "Про агностиков"

Старая заметка в тему - "Религия и школа".

Другие "Беседы с ..." - здесь.