Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Real Corwin

Разрыв между умными и глупыми нарастает

Очень интересное интервью. И вроде не сказано ничего нового, но сказано отточено и чётко. То, с чем мы сталкиваемся, общаясь с людьми в жизни и в интернете, то, что мы встречаем вокруг себя, разложено по полочкам. Некоторые ключевые предложения я выделил полужирным шрифтом.


Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.

— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.


Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Collapse )
Real Corwin

Кастовое общество

Всегда призываю тех, кто хочет делать "как на Западе", почаще смотреть на этот самый Запад. В Германии вот провели тестирование девятиклассников по математике, физике, биологии и химии. С результатами (на немецком языке) можно ознакомиться здесь: http://www.spiegel.de/schulspiegel/laendervergleich-mathematik-und-naturwissenschaften-nach-bundeslaendern-a-927282.html . Там, в принципе, всё понятно и для тех, кто языком не владеет. Оказалось, что земли бывшего ГДР, при том, что и они уже 25 лет как едут "по западным рельсам", разгромно опережают по уровню школьного образования земли бывшего ФРГ. Разница в тестовых баллах - от 50 (в биологии) до 68 (физики). Такая разница соответствует двум годам обучения! Видимо, отдельные учителя и некоторые методики от ГДР ещё сохранились. Понятно, впрочем, что это уже ненадолго.

Исследователи отмечают ещё одну интересную деталь: дети из более зажиточных семей опережают детей из менее зажиточных семей в среднем на 82 балла, что соответствует трём годам обучения! Жители СССР шутили про сыновей полковника и генерала, жители ФРГ так не шутят, для них это нормально: вырос у баобабов - будешь баобабом сотню лет пока помрёшь.

И ещё: дети, чьи родители родились не в Германии, безотносительно их социальному положению очень сильно отстают от остальных. Опять же вспоминается перестроечная мантра-обоснование эмиграции - "едем ради детей!".

Ниже в виде картинок результаты теста по отдельным предметам и федеральным землям Германии.

Физика:



Collapse )

Collapse )

Collapse )
Real Corwin

От одного до пяти

В советской системе школьных и студенческих оценок "5" обозначала "отлично", а "единица" была худшей оценкой. В Германии - наоборот: "отлично" - это "1", а худшая оценка - это "5". Не знаю, получилось это случайно, не случайно, сознательно или подсознательно, но логика в том, что получилось, есть.

На Западе важно быть лучше других. Такое целеполагание задаётся с детства. Лучшие - соответственно, первые. За ними - вторые. И так далее. Оценка здесь как бы является местом на условном пьедестале. Ещё более ярко и явно это выражено в Америке, где, например, требуется попасть в столько-то процентов лучших.

В Союзе оценка являлась мерилом знаний, навыков, умений ученика. Разумно, что когда знаний больше, и оценка выше. И ни в какие проценты попадать не требовалось. Нет четвёрок - отличник / золотая медаль, пара четвёрок - серебряная, много четвёрок - хорошист. И так далее.
Кот-прун

Эти ужасные отличники

Плохому танцору, как известно, мешают сапоги. Каталог причин, которые помешали неотличнику стать отличником, почти так же бесконечен, как Вселенная. Наткнулся пару дней назад на описание диалога учителя с родителями:

Зима. Вечер. После длинного общешкольного собрания мамашки и папашки малость клюют носами.
И тут наш замечательнй классрук Юрий Борисович говорит замогильным таким голосом:
-- Меня в этой четверти очень беспокоила Настя. 
Родители сразу проснулись -- а что с ней?
ЮрБор продолжает:
-- Она, кажется, решила стать отличницей!
Родители в один голос, с ужасом:
-- Ах!!!
Потом осторожно так:
--  И что же?
Успокаивающий жест:
-- Ничего, все нормально. Уже прошло. 
Общий вздох облегчения.
  

Самое смешное, что учителя, скорее всего, не поняли ни родители, ни автор цитируемого постинга. Учитель беспокоился за конкретную ученицу Настю, которой отличницой было стать явно не по её таланту. Ну как если б я, неспособный даже карандашом обвести по нарисованной линии правильно, пошёл бы в художественную школу да там ещё и попытался выйти в передовые ученики. Добром бы это не закончилось. Зато в своей матшколе я учился совершенно без напряга. Средний балл - 5.0. Ещё и заочную физматшколу при МГУ на отлично закончил. И никогда ничего особенного для учёбы не делал. После школы я приходил к бабушке. Так она говорила, что не знает, когда ребёнок учится: "Уляжется на пол, одни книжки из сумки вытащит, другие положит - и всё" :). Учебники, к примеру, я прочитывал ещё летом до учебного года. Просто потому что мне было интересно. При этом в начальных классах был "главным школьным бандитом", еле в пионеры приняли с большим опозданием :). Потом закончил универ президентским стипендиатом со средним баллом 5.0.

Так что я не понимаю, зачем придумывать кучу оправданий своим и чужим низким оценкам. Есть способности - учится человек хорошо. Нет способностей - учится хуже. Способности они не только к математике, но и к самоорганизации итп. Какие-то способности можно замещать другими, но такое замещение имеет ограниченное применение и ограниченные возможности. Одной усидчивой задницей отличником не станешь.

И на учителей плохие оценки валить не надо. На любую учительницу есть классная, на любую классную - есть завуч. Ни одному очевидно и явно способному ребёнку никогда оценку (ни какую-то конкретную; отдельный эксцесс всегда возможен) не занизят. Это и руководству школы, в общем и целом, не выгодно, и вообще стало бы общешкольным скандалом. Само собой разумеется, что человек зарекомендовавший себя умным и сообразительным, способным добиваться успехов и подтверждать их со временем, получит гораздо больше бонусов. Потому что его возможная неудача - очевидно случайна и временна. И это, кстати, ещё одна причина, по которой способный к учёбе ученик просто так не пропадёт. Да поставь такому плохую оценку - полшколы сбежится разбираться, как такое случилось.

Но так как к учёбе, как и к профессии футбольного тренера (последнее, правда, свойственно в основном мужчинам), все способны, плач про "отличников-роботов" не закончится никогда.

Кот-прун

Сериал "Школа", или Дети индиго

Смотрел первые серии "Школы" и вспомнил другой телепроект, германский, когда реальных старшеклассников отправили на несколько недель в немецкую "гимназию 50-х". Написал об этом статью, которая вышла в "Свободном мире":

Liberty.ru
Наша новая "Школа". Как телесериалы переоценивают ценности

Дмитрий Коган: Школьная форма приводит ребят в ужас. Краску с лица положено стереть - в 50-е ею только кинозвезды баловались. Волосы заплетаются в косички - какой кошмар! Парни переносят стрижку по последней моде того времени стоически. Вместо зубной пасты зубной порошок. Первый тест - география... читать далее


Читать можно там или здесь ниже.

Стойте на посту тухлой нравственности недоубитых скотов. Идите в светлое будущее, где от вас ни хуя не будет ничего зависеть. А у нас другой мир. Другая реальность. Да, она хуевая. Да, она нереально хуевая. Но мы, в отличие от вас, убого испражняющихся в словоблудии в уютненьких ЖЖ-шечках (как же я ненавижу вас, тупые придатки насквозь просоленных Совком мозжечков!), что-то делаем. Что-то меняем... Вечно и яростно, как весенняя капель, неотвратимо и совершенно напрочь, как самоубийственная атака в кромешной тьме ночной переправы... Землю уже тошнит от вас. Изыдите. В 2012 году на Земле останутся только сверхлюди. Такие, как мы.

Сценарист сериала "Школа"

 

Знающие люди говорят, что дети индиго сменят нас на планете, что они - новая раса. Не то, чтоб нас убивать будут, а так, потихонечку, полегонечку однажды вытеснят.

Врагов надо знать в лицо. Так что давайте посмотрим на них повнимательнее. А тут еще и сериал "Школа" на Первом подоспел - смотри не хочу.

Основную массу рецензий на сериал можно свести к присказке про зеркало, на которое не следует пенять. А следует-де школу реформировать, реформировать и еще раз реформировать. Однако для этого не мешало бы и понимать, является ли современное состояние российской школы явлением локальным, внутрироссийским, или оно имеет определенный универсальный характер, и, как только общество достигает определенного уровня развития, учителя, ученики и учеба становятся совершенно чужими и не интересными друг другу, независимо от географии. Сравним школу российскую с немецкой школой. И поможет нам снова телевидение.

Германский канал ZDF несколько лет назад провел эксперимент, отправив немецких десятиклассников шестнадцати и семнадцати лет на четыре недели в реконструированный интернат 1954-го года. Место действия: город Салем, что на Боденском озере. Собственно, там и сейчас интернат - чрезвычайно престижный и дорогой - и обучаются в нем, главным образом, дворянские детки Европы. Встречал там и нескольких детей российских олигархов. Повод для моего посещения интерната, правда, был хуже не придумаешь - катастрофа самолета с российскими детьми на борту. Но не будем об этом…

Итак, двенадцать парней и двенадцать девушек, практически взрослые по российским меркам, прощаются с родителями: слезы текут рекой, обнималки-целовалки, ну как же, почти на целый месяц расстаются.

Школьная форма приводит ребят в ужас. Хоть и выглядит она почти как "от Армани": носочки для занятий в классе, носочки для занятий спортом… Все продумано до мелочей, даже плащи-дождевики в наличии. Девушек дополнительно шокирует нижнее белье: ну как можно носить такие широкие трусики?!.. Парней приводят в замешательство подтяжки: как ими пользоваться, куда крепить? В результате размена, три человека (объект и два помощника спереди и сзади) на одни подтяжки, человек побеждает.

Краску с лица положено стереть - в 50-е ею только кинозвезды баловались. Да еще дамы легкого поведения. Волосы заплетаются в косички - какой кошмар! Парни переносят стрижку по последней моде того времени стоически.

Вместо зубной пасты зубной порошок. "Лучше уж вообще не чистить", - считает одна из девушек.

Первый тест - география. Collapse )

Real Corwin

Введение в системное моделирование

Прочитал комментарии на YouTube к исполнению двумя поп-девчуньями мужской рок-песни, что я презентовал в пятницу в своём журнале (Гламурненько).

Тот, кто залил номер на YouTube, озаглавил его THE WORST "PROFESSIONAL" COVER EVER! Жгут английским глаголом и комментарии (спецам в английском предлагаю адекватно перевести их на великий и могучий; мне это слишком тяжело, хотя и всё понятно):

Collapse )

Кто-то даже подвел итог:

"A bad day in rock history that day..... "

Какая ограниченность и нежелание высунуть нос из собственной норки... Мне вспомнился отрывок из замечательного романа "Астровитянка", где старый профессор обращается к школьникам с такими словами:

         – Вы должны осознать главное насчёт специализаций и факультетов – на самом деле между ними нет никаких барьеров! Если кто то из присутствующих думает, что есть учёные физики, а есть учёные биологи, то он опять таки полный болван! – снова неожиданно высказался профессор. – Наука едина! – загремел яростно Ван Теллер. – Природа не знает деления на химию, биологию и психологию, это придумали мы – люди, а вернее – те жалкие людишки, которые не смогли вместить в своих черепушках знание целиком. Поэтому они разрезали его на кусочки, рассовали в разные головы, и сейчас ни одна голова не знает, что делать с этими обрывками и как понять наш единый мир!
         Профессор в подтверждение громко стукнул клюкой о пол.
         Collapse )

И ещё один, на этот раз большой, отрывок из романа. Для физиков и лириков, не признающих границ и условностей:

         Вторую часть лекции профессор опять начал неожиданно.
         – Эти три четверти часа посвятим системному анализу конкретного природного объекта. В честь принцессы Дзинтары, написавшей очаровательное стихотворение «Беззаботная бабочка моей грусти», я выбрал для сегодняшнего анализа весьма романтический пример: бабочку, подлетающую к цветку на солнечной поляне. Будем работать вместе. Опишите процессы, которые происходят в таком обычном объекте нашего мира, как бабочка возле цветка. Кто начнёт?.. Ну?.. Всего лишь бабочка…
         Запуганный первой лекцией, зал смущённо молчал.
         – Вам нужно научиться не только смелости мышления, но и обычной, человеческой смелости! – повысил голос профессор Ван Теллер. – Выступать перед большой аудиторией, высказывать свои мысли, уметь грамотно спорить и защищать собственные тезисы – без этих способностей вам не прожить ни в Колледже, ни в окружающем мире.
         Призыв остался без ответа.
         – Ладно, – сощурился старый профессор. – Начнём принудительное воспитание.
         Collapse )
Кот-прун

Чем наше слово отзовётся

Выполняю обещание рассказать об одной важной (но 99 процентами русских эмигрантов в Германии не осознаваемой) немецкой национальной особенности, на которой, к слову, погорел герой моего недавнего постинга – русский парень и немецкий школьник Арсений. Напомню, один из его одноклассников несколько дней спустя кровавых событий в школе города Винненден сказал ему:

– А спорим, что следующим придурком, который будет всех стрелять, будет такой придурок как ты. Готовься!

На что Арсений ответил:

– Тогда следующая жертва – ты. Готовься!

Стоящие вокруг подростки донесли "информацию" до своих родителей... В результате те забарикадировались в своих домах сами, забарикадировали своих детей-подростков, а полиция вломилась в квартиру к Арсению, устроила обыск, арест и т.д. и т.п.

Так вот: заявленная выше особенность – отсутствие в чувстве юмора у немцев той части, что отвечает за иронию. Ну а уж самоирония вообще отсутствует как класс. И нельзя сказать, что дыра вместо чувства иронического не мешает даже самим немцам, общающимися между собой. Ничто человеческое не чуждо никому – ирония нет-нет, да и прорастёт в том или ином разговоре. Но на одного, распознавшего иронию, обязательно придётся десяток тех, кто всё поймёт неправильно. Самые светлые головы на немецких форумах, уставшие раз за разом "один раз шутить, а потом двадцать раз разжёвывать шутку" нашли оригинальный выход – они придумали и ввели в обращение соответствующие теги:

<ironie on>...текст...<ironie off>
<ironie> Ну разумеется! </ironie>
[ironie] Да ни за что! [/ironie].

В журналистике иронию можно найти, если можно, в своеобразных резервациях: в определенном месте, особым образом обозначено. И всякий журналист знает, что

    Ironie
    Versteht der Leser nie.

(Иронию читатель не поймёт никогда)

То, что и сам журналист иронию не понимает, делает ситуацию ещё более пикантной.

Следствием из всего этого является следующий факт: всё сказанное тобой немцам будет понято немцами именно так, как сказано, напрямую. Все твои шутки будут использованы против тебя. Ну а открытая самоирония по отношению к себе – самоубийственный шаг.

– Вы представляете, наш уважаемый директор оказался дураком!
– Что вы говорите! А как про это узнали?
– Уборщица случайно увидела, как он хлопнул себе ладонью по лбу и воскликнул: "Какой же я осёл!"
Ворон

Разделяй и властвуй!



Классическое умножение. Известно всем и каждому. А вот то, что существует большое количество других способов умножения, знают не многие.

Вот, к примеру, "крестьянское умножение":



Левое число постоянно делится надвое, при необходимости округляется. Правое число постоянно умножается на два. Если слевa число выходит чётное, число справа зачёркивается. Всё, что остаётся неперечёрнкнутым, складывается. Готово! :)

А в 1960 году 23-хлетний выпускник механико-математический факультета МГУ Анатолий Алексеевич Карацуба открыл первый общий метод и алгоритм быстрого умножения многозначных чисел – метод "Разделяй и властвуй", послуживший источником нового направления исследований, связанных с быстрыми вычислениями.



Числа разделяются на части. Из этих частей вычисляются значения A, B и C, из которых потом складывается решение. В алгоритме Карацубы действий умножения цифры на цифру производится меньше, чем в классическом методе. В данном случае - всего 14.

Collapse )
Кот-прун

Интенсивно об интенсивных методиках

cmike:
Если не прибегать к сложным методикам, а просто читать тексты со словарём, примерно за год при часе занятий в день набирается словарный запас в 4-5 тысяч слов, что позволяет читать несложный текст вроде газетных статей. (Первые два месяца набирается минимальный словарный запас с помощью чтения адаптированной литературы или ещё как - с помощью методов Ильи Крамера, например.)

Совершенно поэтому не удивительно, что при занятиях по нескольку часов в день в течение месяца можно добиться такого же результата. И к тому же научиться слушать и говорить. Поскольку неспособность говорить при "моём" методе - всего лишь плата за отсутствие учителя и чрезвычайную "робастность" методики (т.е. она работает при самых разных отклонениях, перерывах в занятии, изучении языка в метро и т.д.)

А услышать мне бы хотелось основные параметры курса - число часов (если есть "внеклассные" часы, то вместе с ними), объём словарного запаса, требованию к мастерству преподавателей.

Collapse )

Rainaldo:
Невозможность добиться всего одновременно - это безусловная правда. Поэтому - весь вопрос в том и есть, чего именно хотите добиться. Также язык (в отличие, скажем, от простейших механических навыков вроде езды на велосипеде) относится именно к тем умениям, которым нельзя научиться раз и навсегда, в которых "надо всё время бежать - только чтобы остаться на месте, а чтобы попасть куда-то ещё - бежать вдвое быстрее". Если у Вас есть знакомые, уехавшие в другие страны и живущие там исключительно в иноязычной среде, то Вы ведь, несомненно, заметите, как всего-то через пару лет они с явным трудом возвращают себе навыки разговора даже на родном русском языке (на котором до этого говорили с младенчества несколько десятилетий): запинаются в нём даже сильнее, чем сейчас активно практикующийся в нём иностранец.

От чтения-перевода со словарём перейти к свободному владению языком (на мой взгляд, конечно) без какой-то исключительной одарённости вообще невозможно. Collapse )