Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Римские каникулы (часть 3)

Итак, мы идем по дороге к Пантеону. В принципе, куда бы мы в Риме не пошли – везде на пути у нас окажутся церкви. Всего их в городе более тысячи. Так что тактика «увидишь церковь – зайди в нее», отлично действовавшая в той же Флоренции, в Риме неприменима. Что вовсе не означает, что надо всегда проходить мимо. И первая церковь, куда мы обязательно зайдем, является национальной церковью французов и носит название S.Luigi dei Francesi. Нас здесь прежде всего интересуют цикл фресок Доменикино из жизни святой Сесилии, а также 3 фрески молодого Караваджо, посвященных апостолу Матфею.

Несколько слов о святой Сесилии. В римском районе Трастевере ей посвящена базилика, построенная еще в 5 веке и интересная для нас прежде всего своей алтарной мозаикой и сохранившейся частью «Страшного суда» Пьетро Каваллини 13-го века. Сама Сесилия покровительствует музыке, благодаря чему ей посвящали оды и мессы такие люди как Перселл и Гайдн. Жаль только, что такой «музыкальной» святой никогда не существовало, ее даже вычеркнули из официального списка. Монашки S. Cecilia (in Trastevere) этому верить не хотят и буквально роют землю, чтобы доказать обратное. Нарыли интересные остатки римских домов времен Республики (их, кстати, можно осмотреть). Однако святой Сесилии - никаких следов :).

А вот патрон церкви король Франции Людовик IX Святой – лицо, конечно же, историческое. Его умная политика и как религиозный, так и военный авторитет сделали Францию первой полической силой Европы того времени, несмотря на неудачные Крестовые походы и провалившуюся операцию по спасению христианской Палестины.

На некотором отдалении от S.Luigi dei Francesi находится самая любимая моя церковь Рима, она же, на мой взгляд, самая прекрасная, самая изысканная и самая волшебная, а также, что называется, sophisticated, церковь S.Ivo in Sapienza, вершина творчества Франческо Борромини.

Чтобы попасть в церковь нужно пройти через двор старейшего римского университета (сейчас госархив) «La Sapienza», (ново-)основанного в начале 15-го века. В этом университете преподавал знаменитый Фома Аквинский до своего переезда в Париж. В 1632 году Борромини получил заказ на постройку церкви, строительство началось в 1642 году и уже через 8 лет было закончено.

Форма основания S.Ivo in Sapienza практически не поддается описанию: гениальное переплетение геометрических фигур, в числе которых и треугольник, и круг, и трапеция, вместе образующих условный шестиугольник, напоминающий пчелу (геральдический знак папы Урбана VIII Барберини).

Но строение необычно еще и в объеме. Когда смотришь на него снаружи, взгляд непроизвольно тянется вверх и создается впечатление, что вся церковь есть ее собственный купол. Венчает церковь закрученный по спирали шпиль, как будто сошедший со страниц фэнтази. На верхушке шпиля находится позолоченная чаша с крестом, в которой раньше горел огонь. По сути именно необходимость доставки дров для этого огня подтолкнула архитектора к использованию винтовой лестницы и создала тем самым возможность продемонстрировать свой гений Борромини, превратившего нужду в высокое искусство.

В такой же мере, как и снаружи, «завороченное» изнутри строение (вот уж действительно университетская церковь!) открыта для посещений только по субботам (с 9 до 12) и восресеньям (с 10 до часу).

Но и этого всего церкви оказалось мало: S.Ivo in Sapienza выделяется и тем, что посвящена сразу пяти святым, по пяти университетским факультетам того времени: св. папа Лев Великий – факультет теологии, св. Иво – юриспруденция, св. Пантелеймон – медицина, св. Лука – факультет искусств и, наконец, св. Катерина Александрийская – философский факультет.

Живший в 5 веке папа Лев Первый (Великий) прославился тем, что мужественно отправился на встречу с Аттилой и уговорил того покинуть Италию вместе со всем своим войском. (То, что при этом над головой папы маячил угрожающий перст святого апостола Петра, - более поздняя легенда.) Кроме того он активно боролся с различнымьи еретическими течениями, а также за примат власти церкви над властью императора.

Святой Пантелеймон едва ли существовал на самом деле. По легенде же он был лейб-врачом языческого императора Максимиана. Когда Пантелеймону отрубили голову, из его шеи вместо крови полилось молоко.

Святой Лука считается автором третьего Евангелия, написанного им в 60-х годах. Евангелие Луки отличалось от других такой красочностью языка и описываемых образов, что сам Лука заслуженно получил прозвище «Художник» и стал покровителем людей искусства.

Легенда о св. Катерине всплывает лишь в 8 веке, что дает основания сомневаться в ее, Катерины реальном существовании. По легенде, чтобы избежать смерти, ей требовалось заболтать тогдашних языческих философов, что ей благополучно удалось, но от смерти не спасло.

Наконец, святой Иво Кермантенский (1253-1303) стал покровителем юристов, нотариусов и адвокатов благодаря своей деятельности по защите бедняков в церковных и светских судах.

Ну что ж, вот мы уже и у Пантеона. Но о нем в следующей части :).
Tags: Италия, Рим, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments