Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Венеция - 6: церкви (Фрари и Сан Дзаниполо)

Начнем мы, пожалуй, с церкви францисканцев - Santa Maria Gloriosa dei Frari (Девы Марии во Славе), которую горожане называют просто Frari. Огромное затемненное готическое сооружение, очень простое снаружи, внутри себя оно содержит неудачную гробницу умершего от чумы Тициана, гробницу великого скульптора и последнего великого гражданина Венецианской Республики Антонио Кановы, а также множество гробниц, памятников и монументов дожей и адмиралов Республики. Самый необычный и интересный из них - монумент дожу Джованни Пезаро: "бритые мавры в рваных тренировочных штанах, недосохшие скелеты и дож, который взирает на все это сверху с ужасом".

Во Фрари похоронен и "отец оперы" гениальный Клаудио Монтеверди. Дорогие меломаны, будете проходить мимо третьей хоровой капелы слева - бросьте пару цветочков на его могильную плиту.

Главное художественное событие церкви - "Ассунта", или "Вознесение Богоматери" Тициана, которую он написал специально для Фрари. Цитирую из российского путеводителя по Венеции: "Первый алтарный образ молодого художника был оглушительно великолепен и дерзок: никто еще не ориентировал алтарный образ вертикально - да так, что екает сердце и у Марии, и у апостолов, и у вас. Вытянутая рука, которая тщится схватить облако, многое здесь объясняет. Бравура предвосхищает барокко, которое научится еще более беззастенчиво (хотя и не так гениально) манипулировать зрителем."

Однако в сакристии церкви хранится другое полотно, написанное на 20 лет раньше "Ассунты". Называется оно "Мадонна со святыми", его автор - никто иной как Джованни Белллини. Создатель путеводителя разрывается между двумя шедеврами, но в конце концов приходит к тому же выводу, что и я: "Возможно, Мадонна Беллини еще не знает о возможности летать? Или (теологически это, безусловно, так) она уже вознесена в золото: все, чего победоносно добивается Тициан, Беллини дается без напряжения, он уже там, куда Тициан только рвется."

Другая великопепная готическая церковь Венеции - церковь доминиканцев Санти-Джованни-э-Паоло, или просто Сан-Дзаниполо. Она более светлая и "легкая", чем Фрари. И здесь одних только дожей похоронено 27 штук. Описывать все эти гробницы нет никаких сил, а какую-то одну (или две) выделить сложно. Но не памятниками одними: хорошие картины в церкви тоже имеются. А именно: многочастный алтарь раннего Беллини, плафон Пьяцетты в одной из капелл в стиле рококо, единственный такой в Венеции, "Коронация Богоматери" Чимы да Конельяно и "Святой Антоний" Лоренцо Лотто. Лучшие картины церкви - "Мадонна" Беллини и "Мучение св. Петра" Тициана сгорели при пожаре. У входа в церковь выставлены их копии.

На площади рядом с Сан-Дзаниполо на высоком пьедестале стоит шедевр работы Вероккио конный памятник кондотьеру Коллеони, накопившему к концу жизни огромное состояние и завещавщему существенную часть Венеции, если город поставит ему памятник возле Сан-Марко. Синьории очень хотелось завладеть деньгами, но поставить памятник наемнику на главной площади города было равносильно переименованию Венеции в Коллеонополис. Умные люди, впрочем, жили и в то время, выход был найден: памятник действительно поставили возле "Сан-Марко", но не около базилики Сан-Марко, а около скуолы Сан-Марко (как раз напротив Сан-Дзаниполо). Про "базилику"-то наивный военачальник в своем завещании ничего не писал.
Tags: Венеция, Италия, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment