Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Венеция - 4: музеи (Галерея Академии)

Музеев мирового уровня в Венеции, если разобраться, всего один - Галерея Академии. Своим рождением она обязана Наполеону, который закрыл монастыри, "избавив" их предварительно от произведений искусства, часть которых отправилась в Париж, а часть - в новообразованную галерею. Для ее постройки были соединены три здания: церковь, скуола и монастырь. "Припахали" бы и церковную кампанилу, но та, видимо, предчувствуя свою судьбу, не дожидаясь Наполеона, рухнула в Большой канал, подняв волну, вынесшую на берег все находящиеся поблизости гондолы.

Залов в галерее всего около 25. Если описывать подробно каждый из них, можно написать книгу. Но несколько имен обделить вниманием просто невозможно. Не навязываю своего мнения, но величайшим художником, представленным в экспозиции, является Джованни Беллини. Его нежные мягкие образы, его работа со светом стала основой веницианской живописи и привела к возникновению сонма последователей, называвших себя "беллинистами". Трудно найти, что-либо более прекрасное на свете, чем мадонны Беллини, кстати, широко представленные в музее. В галерее хранятся также работы отца Беллини и его брата Джентиле. (Огромное полотно Джентиле Беллини "Процессия на площади Сан-Марко" чрезвычайно интересно в историческом плане и заслуживает длительного и подробного осмотра.)

Другиe великиe художники 15-го века в Венеции, работы которых можно увидеть в Accademia - Чима да Конельяно и Джорджоне. О первом у нас еще будет повод поговорить подробнее, поэтому обратимся к фигуре второго. О жизни Джорджоне почти ничего не известно, но для истории искусства его имя особенно ценно: в 1500 году он написал первую действительно светскую картину и одновременно первую картину в истории, чей смысл был ясен одному лишь автору. Эта картина называется "Гроза" и существует по меньшей мере десяток независимых ее трактовок. "Грузить" вас ими я, лучше, не буду.

Следующая наша остановка - Тициан. Один из редких художников, которые родились в самой Венеции, а не приезжали в нее творить из других итальянских городов (как, например, учитель Беллини Андреа Мантенья, живший в соседней Мантуе, чей шедевр "Святой Георгий" является одной из главных жемчужин музея), он как раз почти все свои лучшие работы создал за пределами родного города. Однако "Пьета", созданная им в 90-летнем возрасте, заслуживает внимания.

На мой взгляд творчество Тициана сильно переоценено, но работы другого представителя Высокого Возрождения Тинторетто переоценены еще больше. Говорят, правда, что цикл "Чудо святого Марка" Тинторетто в Академии - "лучший Тинторетто в мире, самый острый и отважный". Может и так.

А вот кто мне очень нравится - это Веронезе. Церковь, которую Веронезе "зарисовал" (иначе не скажешь) сверху донизу, мы еще посетим отдельно. А пока вот вам анекдот, который я почерпнул из российского путеводителя по Венеции, о картине Веронезе "Пир в доме Левия", занимающей целую стену в одном из залов галереи: "Художник написал эту картину как "Тайную вечерю", после чего инквизиция инкриминировала ему включение в картину "шутов, пьяниц, немцев, карликов и прочих непристойностей" - поминание немцев в эпоху Реформации было самым страшным преступлением. Веронезе предпочел не переписывать, а просто переименовать картину."

В Венеции сохранились всего два цикла работ Карпаччо. Один из них - "История святой Урсулы" находится в Академии. Вкратце содержание его таково: бретонская (не британская) принцесса Урсула очень не хотела замуж. Чтобы отвадить английского принца Этерия, она выдвинула ему условие замужества, по которому тот должен был сопроводить саму принцессу и ее 10 фрейлин в паломничество в Рим, причем и сама принцесса, и каждая фрейлина брали с собой в эскорт по тысяче девственниц. Итого - грубо говоря - 11 тысяч девственниц на одного бедного принца. Принц подумал-подумал и, как ни странно, согласился.

Пока шли сборы, ангел собственной персоной явился к Урсуле во сне и объяснил взбалмошной принцессе, что ее путешествия кончится плохо, причем для всех участников. Любой нормальный человек пожалел бы по крайней мере 11 тысяч невинных девственниц и оставил тех дома. Но только не Урсула.

На обратном пути из Рима процессию таки "нашли" гунны, которые расправились со всеми, не пощадив и свежеизбранного римского папу (Почему "свежеизбранного" спросите вы? Дело в том, что предыдущий оказался слишком умным и учуял, куда ветер дует, после чего отказался принять участие в походе. В результате народ показал папе "горе от ума" и выбрал нового). Вы, конечно, понимаете, что в результате всего этого сумасбродную девчонку, повинную в гибели тысяч людей, не только никто не пожурил, но даже причислили к лику святых.

Из художников Венеции 18-го века интересны слабо представленные в Академии Тьеполо и Каналетто. Но о них мы еще, я думаю, поговорим. А вы не забудьте заглянуть в зал 23, он же бывшая церковь, где регулярно проходят весьма интересные выставки.
Tags: Венеция, Италия, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments