Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Весна Средневековья - 2




II


По легенде Сиена была основана Сением и Аскием — сыновьями Рема, которых злой дядюшка Ромул хотел уничтожить. Близнецы укрылись на тосканском холме, где позднее и был построен город, получивший по имени Сения название Сиена. Соответственно, волчицу с сосущими её «сиенскими близнецами» можно встретить в городе многократно, в камне и на гербе.

Но если Рим стоит на семи холмах, Сиена располагается на трёх. Соответственно, три основные улицы-ручьи «стекают» вниз в центр города, разделяя его на три части – терции. Внизу расположена главная городская площадь Пьяцца дель Кампо, одна из красивейших и самых романтичных площадей на свете.

Bild168


Кому-то она напоминает раковину моллюска, а кому-то раскрытый веер. У веера девять частей – проектировали площадь по приказу членов Совета Девяти, тогдашних властителей города, а людям всегда была свойственна слабость к символизму.



Разобравшись с площадью, сиенцы принялись возводить ратушу – Палаццо Публико.

Bild167

Bild175


Сейчас в большей её части располагается музей, главные сокровища которого – на стенах. Нет, наверное, такой книги о готической живописи, в которой не нашлось бы место для этих картин. Мортон описывает их так: «Вы входите в Зал карты мира, впрочем, карты этой давно здесь нет. Тем не менее сохранилась превосходная картина, которую отцы города в 1315 году заказали Симоне Мартини. Он тогда с триумфом вернулся из Авиньона, где встретился с Петраркой и Лаурой и где написал фрески, понравившиеся папе. На картине, которая закрывает всю стену, написана Пресвятая Дева. Она сидит под балдахином, который держат над ней святые. Хотя на картине нет ни короля, ни рыцарей, группа изображенных на ней святых принадлежит к рыцарскому сословию.



Когда Филипп де Комин в 1495 году вместе с Карлом VIII побывал в Сиене, он решил, что город «управляется хуже всех в Италии», что его постоянно «раздирают междоусобицы». Вероятно, он сделал такой вывод, посмотрев на две знаменитые фрески, написанные за сто пятьдесят лет до того художником Амброджо Лоренцетти с целью показать разницу между добрым и дурным правлением. Хотя фреска «Дурное правление» сохранилась не слишком хорошо, можно все же увидеть, что хотел донести до сведения современников Союз торговцев. На фреске «Доброе правление» Справедливость сидит на троне, а окружают ее Великодушие, Умеренность, Благоразумие, Сила и Спокойствие. Над их головами летают Вера, Надежда и Благотворительность.



Мы видим великолепную панораму Сиены — площадь, улицы, дворцы и ворота. Люди заняты работой, профессор учит, девушки танцуют, лошади везут товары. В сельской местности, за городскими воротами, трудится на горной террасе землепашец, крестьяне обрабатывают виноградники, а счастливые охотники занимаются промыслом в горах и на речном берегу.



Ну а теперь переводим взгляд на «Дурное правление». Здесь на троне фигура, голова которой увенчана рогами. Одну ногу сатана поставил на черного барана, олицетворение Тирании. В свите, что стоит по обе стороны трона, различаем Жестокость, Предательство, Обман, Гнев, Несогласие, Измену. В воздухе повисли Алчность, Гордыня и Тщеславие. На земле лежит связанная Справедливость. Пейзаж безрадостен: земля голая, поля не обработаны, виноградник запущен, мужчины убиты, а женщины изнасилованы.



Из галереи я унес воспоминание о решительном маленьком всаднике, кондотьере Гвидориччо да Фольяно. В 1326 году его на шесть месяцев избрали командующим, но обязанности свои он исполнил столь хорошо, что Сиена подписала с ним соглашение на семь лет. Изображен он в панцире и маршальской мантии, украшенной черными бриллиантами и зелеными листьями. Иноходец покрыт пышной попоной. И всадник, и лошадь приготовились к решительной атаке, и, хотя мы видим только один глаз лошади, выглядит он очень красноречиво: конь знает, что хозяин потребует немедленной сдачи города. В некотором отдалении виден город, окруженный крепостной стеной. Картина небольшая, но в ней много энергии. Маленькая вооруженная фигурка сжимает жезл и держится в седле столь уверенно, что остается в памяти наряду с четырьмя другими всадниками Италии. Все они кондотьеры, их имена останутся в истории — Хоквуд во Флоренции, Гаттамелата в Падуе, Коллеони в Венеции и да Фольяно в Сиене.»



Женская фигура, лежащая на груде оружия и доспехов, с аллегории справедливого правления было выбрано ЮНЕСКО символом и эмблемой мира.



Чтобы увидеть все эти фрески не нужно записываться за несколько месяцев, как на просмотр «Тайной вечери» Леонардо, а ведь они ничуть не хуже. Правда, чтобы к ним попасть, нужно пройти через зал, посвящённый объединению Италии в 19 веке.

Bild150

Bild149


Всё, что я думаю про интерьер и росписи этого зала, выражает скульптура, которая вынуждена там сидеть, но смотреть на всё это она не может. Вот такой вот «фейспалм».

Bild148
Tags: Европа, Италия, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments