Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Краткая история созерцания - 3

Краткая история созерцания - 1
Краткая история созерцания - 2

У Лютера работа связывается с призывом Бога к человечеству. В кальвинизме она становится важнейшим элементом "экономики спасения". Кальвинист не уверен, избран он или отвергнут. И страх правит действиями индивидуума, предоставленного самому себе. Один лишь успех в работе рассматривается как знак избранности. Забота о собственном спасении делает кальвиниста работником. Неутомимая работа сама по себе не несёт спасения, но она единственное средство гарантировать себе избранность и избавиться от страха.

В кальвинизме получает развитие решимость к действию. "Религиозный виртуоз может обеспечить себе благодать, ощущая себя либо сосудом, либо инструментом божественной силы. В первом случае его религиозная жизнь имеет склонность к мистической чувственности, во втором – к аскетической деятельности". (Макс Вебер) Не vita contemplativa, а vita activa ведёт кальвиниста к цели. Последняя абсолютизируется, первая объявляется предосудительной и недостойной.

Аскеза протестантизма связывает работу и спасение. Работа становится целью жизни. Макс Вебер цитирует пиетиста Цинцендорфа: "Человек работает не просто потому, что живёт, человек живёт, потому что работает, и если работы нет, человек страдает или умирает". Трата времени – самый страшный из грехов. Долгий сон осуждается.

Вебер видит в протестантской аскезе зарождение духа капитализма. Она проявляется в страсти к накоплению, ведущей к образованию капитала. Постыдно получать наслаждение от богатства, лишь беспрерывная погоня за новой и новой выгодой угодна Богу. Протестантская аскеза ограничивает потребление, особенно потребление предметов роскоши, но снимает психологический груз традиционной этики со стяжательства.

Секуляризация не остановила "экономику спасения", она продолжилась в современном капитализме. Рост состояния увеличивает рост возможностей. Деньги отменяют факты. Об этом пишет Маркс: "То, что я могу купить за деньги, то есть я, владелец денег, сам. Насколько велика сила денег, настолько велика и моя сила. Свойства денег – мои, хозяина денег, свойства. То, что я есть, не определяется моей индивидуальностью. Я уродлив, но могу купить себе прекраснейшую женщину. А значит, я не уродлив, так как влияние уродства, его отталкивающая сила уничтожается деньгами".

Продолжение следует.
Tags: история, общество, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments