Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Category:

Краткая история созерцания - 1

Хайдеггер начал свою лекцию об Аристотеле так: "Аристотель родился, работал и умер". Примечательно, что Хайдеггер характеризует жизнь Аристотеля как работу. Ему-то должно было быть известно, что жизнь философа, bios theoretikos, была чем угодно, но не работой. Быть философом тесно связывалось с тем, что греки называли scholē, досуг. С современным досугом scholē, однако, имела мало общего. (Эту мысль, кстати, поддержат и нынешние школьники: школа – досуг? да ни в жизнь!) Она описывала состояние деятельного созерцания, состояние свободы, без нажима и нужды, без хлопот и забот. В противоположность работе, которая под давлением жизненной необходимости, закрепощает и делает несвободным.

Аристотель, собственно, делит жизнь на две части: не-школу и школу. Работа как несвобода должна быть подчинена школе, созерцанию. Красивое и благородное Аристотель выносит за рамки полезного и нужного, за рамки работы. Только нужда заставляет работать. Созерцание же открывает широкое поле для свободы вне жизненной необходимости. Суть человеческого существования по Аристотелю – не забота, а созерцание. Созерцательный покой имеет абсолютный приоритет. Все действия подчинены этому покою и вливаются в него.

Аристотель разделяет три образа жизни (bioi) свободного человека: жизнь, устремлённая к удовольствиям (hedone), жизнь, создающая в полисе красивые, благородные поступки (bios politikos), и жизнь, посвящённая созерцанию истины (bios theoretikos). Жизнь, проходящая в погоне за деньгами, отвергается из-за своего навязчего характера. Да и bios politikos служит не организации совместной жизни – ведь та относится к вещам нужным и полезным. А стремится к чести и добродетели. И даже такие вещи, как рисование, изучаются потому, что развивают способность рассматривать телесную красоту. Самое же большое счастье – созерцательное пребывание в окружении красоты, когда-то называемой theoria. Не добродетель и не ум, а одна лишь созерцательная увлечённость истиной приближает людей к богам.

Работа же не самоцель, а необходимое жизненное средство. Она не достойна свободного человека. Если нужда заставляет мужчину благородного происхождения работать, он должен скрывать, что делает это. Работа делает его несвободным.

Понятие работы не лежало в основании античного проекта человеческого существования. Оно возникло гораздо позже, в протестантской концепции жизни. Разумеется, совершенно чуждо оно и Аристотелю. Хайдеггер должен был бы сказать: "Аристотель родился, не работал и умер".

Продолжение следует.
Tags: история, общество, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments