Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Category:

Сериальные движки, или Весёлые картинки

Я редко пишу о том, что мне не нравится - предпочитаю делиться с остальными тем, что я люблю. Но замечательный yevstigneyevda попросил меня развёрнуто ответить, чем же мне не угодил сериал "Fringe" (ему этот сериал нравится, мне - нет). Так что в этот раз мне придётся сделать исключение.

Думаю, нет смысла отдельно разбирать конретный "Fringe", из которого я успел посмотреть всего одну серию, после чего всё для себя по поводу этого фильма решил и просмотр закончил. Лучше поговорить о той огромной массе сериалов, похожих на "Fringe" и совершенно мне не интересных. И не обессудьте, если окажется, что сам "Fringe" вовсе не такой, как я о нём думаю. Что ж, не разобравшись как следует с "Fringe", я наказал его непросмотром только сам себя. А раз больше пострадавших нет, то и ошибка моя не страшна.

Сериал, как и всякое художественное произведение, подвержено действию определённых законов. У художественного произведения должна быть и тема, отвечающая на вопрос ЧТО?, и идея, отвечающая на вопрос О ЧЁМ?. Если с темой (ну там "конфликт землян с инопланетянами") - всё ещё куда ни шло, то идея (к примеру, "красота спасёт мир" или "ничто не вечно под Луной") в большинстве сериалов отсутствует как класс. То бишь какие-то персонажи в фильме есть, но зачем они там, ни автор фильма не знает, ни ты как зритель.

Определённым закономерностям подчиняется и собственно Его Величество сюжет. У него должны быть - цитирую сейчас Олди - ЭКСПОЗИЦИЯ (введение в ситуацию), ЗАВЯЗКА (зерно основного конфликта), РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (внутреннего и внешнего, то есть развитие конфликта в первую очередь), КУЛЬМИНАЦИЯ (максимальное напряжение сил конфликта, вызывающее у читателя катарсис) и РАЗВЯЗКА. Кульминацию с развязкой выкидываем сразу: авторы подавляющего большинства сериалов двигаются от серии к серии, от сезона к сезону. Когда конец? Бог весть. Вот закончатся контракты у артистов - закончится и сериал. Или квоты упадут. А захочет кто из актёров по ходу дела соскочить - авторы так же по ходу и сюжет подкорректируют. Проблемы эти имманентны - такова сериальная специфика. Их, однако, можно если не решить, то, по крайней мере, серьёзно нивелировать. Для этого автор должен знать, куда и как будет двигаться его сюжет, и чем всё дело закончится. Не придумывать под конец 8-го сезона, потому что как-то надо закругляться, старательно прочитывая фанатские форумы в поисках окончания, которые фанаты не сумели предсказать (ну или наоборот, в поисках такого финала, которого ожидает большинство зрителей), а знать ещё тогда, когда к съёмкам 1-го сезона не приступили. Только так автор имеет шанс рассказать историю, а не продемонстрировать набор весёлых картинок.

В своё время я с удовольствием смотрел "Вавилон-5". Там не было дорогих спец-эффектов, но была космическая опера, рассказанная от первой серии до последней, с политикой, войнами, интригами, дружбой, развитием характеров действующих лиц и событиями, мотивированными этим развитием. Это, кстати, к вопросу об темпоритме художественного произведения, где темп - скорость развития внутреннего действия, а ритм - внешнего. Если ритм современного сериала - как минимум allegro, то темп - либо на нуле, либо как у припадочного. Последнее - это когда поступки персонажей не мотивированы вообще ни чем, а служат лишь для удлинения экранного метража.

Самое смешное, что не только развязка с кульминацией отсутствуют в большинстве современных сериалов, но нет даже и завязки. Идёт одна сплошная и вечная экспозиция: герой уж 20 серий носится по крышам, подземельям и просто головам - а завязкой и не пахнет. Нет и развития действия ("каким ты был - таким остался").

В результате тот сериальный продукт, что предлагается смотреть зрителю, - это вовсе не художественное произведение. Что же это? Я называю это "движок". Любители компьютерных игр меня легко поймут. "Игровой движок" - это ещё не игра. Это поле возможностей действующих лиц, сами действующие лица, берёзки там всякие вокруг (ну или горы с козлами). А вот чтобы получилась игра, надо наполнить её смыслом и жизнью.

Но для этого нужны мозги, талант. И это сложно. И как оказывается, зачастую, создателям и не нужно. Берём, к примеру, мини-сериал "Неизвестные лица", последний на данный момент сериал, который я пробовал смотреть. По цене фильма зрителю предлагается типичный движок: есть город, из которого не выбраться; суём туда людей; смотрим, что они могут там делать. Одна серия - подкоп, другая серия - попытка улететь, третья серия - прорыв с заложником. Теперь добавляем психологическую компоненту: одна серия - паника, другая серия - агрессия, третья - смирение. И так далее, пока не закроют сериал. Почему? Зачем с людьми в фильме делается то, что делается?.. А это - большая тайна. Ну чтоб народ смотрел. Разгадку этой тайны вряд ли в деталях знают сами авторы. Да и судя по тому, как топорно выписан движок - закрытый город обладает совершенно нереальным технологическим уровнем - разгадка не слишком порадует пытливый ум: может, игра, может, эксперимент, может, расплата за грехи от некой сверхсилы, которой больше заняться совершенно не чем.

Ещё несколько примеров из (моей) жизни телезрителя. Первый сезон "Героев" обладал не просто интересным движком (собственно героями, фантастическим допущением, описывающим их специальные нечеловеческие способности и т.д.), но и занимательной историей со смыслом. Как только с окончанием первого сериала история про героев завершилась, на долю последующих сезонов остался один лишь движок, производящий очередные приключения ради приключений. Любопытно, что пипл не схавал подобного обращения и сериал провалился.

Первый фильм "На игре" рассказывал о том, как абсолютные способности абсолютно развращают, о том, как легко и просто потерять всё человеческое (даже тот, кто больше всех сопротивлялся соблазну, прокатился разок на крутой тачке и забыл о сомнениях). Были в фильме и идея, и темп. А во втором фильме ничего этого уже не было. Авторам, возможно, хотелось сделать сюжет посложнее да понавороченнее, а получилось наоборот: исчезли логика, адекватная мотивация, идея - и фильм упростился. Начали авторы за здравие - а вторую часть не вытянули, надорвались. И снова таки второй фильм провалился в прокате. И дело вовсе не в том, что зритель устал ждать продолжения.

Что ж, теперь, когда я рассказал, какие сериалы мне не нравятся, будет уместно привести пример сериала, которого я с нетерпением жду. Об этом в следующий раз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments