22 года прошло, а помню как сейчас события других канадских Олимпийских игр - в Калгари. Помню радость и удовольствие от побед советских спортсменов. Первую нашу золотую медаль выиграла тогда Вида Венцене, и пошло-поехало: Гордеева-Гриньков, Бестемьянова-Букин, Резцова, Сметанина, Тихонова, Смирнов и Прокуроров, Чепиков и Медведцев (Ольга Пылёва-Медведцева - его жена), Гуляев и Железовский, золотая сборная по хоккею. Спустя несколько дней после начала Игр канадские газеты вышли с заголовками "Русские разыгрывают на нашей земле открытый чемпионат Советского Союза". Прошло всего несколько лет, и не стало Советского Союза. А тому, что от него осталось, было уже, по большому счёту, не до спорта, и постепенно вслед за страной начали пропадать те великие русские спортсмены, которым даже тот факт, что Игры проводились на североамериканской территории, не мешал побеждать, оставляя ту же Канаду без единственной золотой олимпийской медали.
Ничего не стану писать про организацию Игр в Ванкувере - тема изъезженная. Но Игры в Северной Америке, раз уж я затронул эту тему, всегда были мероприятиями специфическими. Там всегда знали, что центр мира находится у них, и если уж делать Игры, то прежде всего для своих атлетов. Особенно этим грешили организаторы из США: Олимпиада в Атланте вспоминается как страшный сон всем спортивным миром, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити оказалась кошмаром для отдельных стран вроде России или Кореи. Игры в Калгари, в этом смысле, спасло отсутствие серьёзных медальных амбиций со стороны Канады и США. Вторые разжились в итоге двумя золотыми медалями, первым, как я уже говорил, не досталось ни одной. Гостей потому не сильно прессовали и больших скандалов, чтобы помочь одним чужакам за счёт других чужаков, не устраивали.
Очевидно, что ситуация, когда американский континент является статистом на втором по важности после летних Олимпиад спортивном мировом форуме, будь она хоть сто раз объективна, никак этот самый континент не устраивала. Но тут случились всем, и нам особенно, известные события, и руки у американцев оказались развязанными: второй силы, державшей мировое спортивное хозяйство в некотором равновесии и блокировавшей одиозные решения за одних и против других, не стало.
И американцы, надо отдать им должное, придумали изящное решение - стритспорт. Все эти скейтборды и ролики. Развлечения молодёжи, в которые даже не нужно было особенно вкладывать деньги: молодёжь с удовольствием каталась (танцевала, прыгала итд...) сама, на тренировки никого загонять не требовалось, а основной и естественной движущей силой было во все века присущее юным особям стремление выпендриться. Даже в фармакологию особо вкладываться не пришлось: стритспорт сам по себе был и остаётся до сих пор прекрасным рынком сбыта для марихуаны, наркотиков и прочей химии. Показателен (во многих отношениях) случай с золотым призёром Олимпиады в Нагано в гигантском слаломе канадским сноубордистом Россом Ребаглиатти. Пойманный на употреблении марихуаны, канадец заявил, что на дружеской вечеринке нечаянно вдохнул пары марихуанного дыма, витавшие в воздухе. Ему поверили (!) и медаль вернули.
Летние Олимпийские игры уже тогда были перегружены спортивной программой, да и недостатка в медалях у США летом не было. А вот Зимние Игры оказались гораздо менее устойчивы к расширению. Так на Олимпиаде в Калгари были разыграны 46 комплектов медалей в традиционных видах спорта: горных лыжах, биатлоне (всего три медали и только у мужчин!), бобслее, конькобежном спорте, лыжном двоеборье, лыжных гонках, прыжках с трамплина, санном спорте, фигурном катании и хоккее. Спустя два десятилетия в Ванкувере комплектов медалей стало уже 86!
За последние две недели довелось услышать много критики в сторону российкого спортивного хозяйства, за то, что новые и весьма медалеёмкие впридачу (а иначе, как вы понимаете, и быть не могло - стоило бы иначе огород городить) виды олимпийской программы оказались в России на обочине. Словно российским пацанам 90-х больше заняться было нечем, кроме как гонять на сноуборде. Сейчас, к слову, ситуация выправляется - и вот уже мы серебрянные призёры в этом виде программы, и даже золото было возможно. Но взглянем на другие страны, на европейцев, традиционно сильно выступающих на Зимних Олимпиадах. Из девяти ванкуверских золотых медалей немцев две биатлонные, три горнолыжные (повезло, что провалилась Австрия, но об этом позже), две санные и по одной в бобслее и лыжах. У Норвегии: пять золотых медалей лыжных, одна горнолыжная и три биатлонных. А что, казалось бы, мешало развивать новые виды немцам и норвежцам?..
Посмотрим, чего уж там, и на канадское "золотое чудо". Два золота в шорт-треке, два в коньках, два в фристайле, два в сноуборде, два в хоккее (о женском хоккее разговор особый: культируется спорт всего двумя странами в мире, Канадой и США, но турнир олимпийский есть, зато нет в олимпийском календаре, скажем, мужского хоккея с мячом) и по одному в бобслее, кёрлинге, фигурном катании и скелетоне. Вполне достойный результат в традиционных видах спорта для страны-хозяйки. Италия вот на прошлых играх заработала пять золотых медалей, а на этих еле в последний день ухватила одну. Это к вопросу о размерах бонуса страны-организатора. Так вот, достойный результат у Канады, но отнюдь не выдающийся. И те же шесть золотых медалей в традиционных видах спорта завоевали спортсмены США.
Но вернёмся к России. То, что успешными для России эти Игры не могут стать ни при каких условиях, было ясно любому, кто в своих работе или интересах, соприкасался с нашим спортом. Единственную надежду год назад пробудил биатлон, который мог бы вывезти нас наверх в медальном зачёте, как лыжи вывезли норвежцев. Но лобби всё тех же норвежцев, чьим шансам на переизбрание в президенты Международного союза биатлонистов сильно вредила фигура Александра Тихонова, а собственным олимпийским надеждам мешали российские спортсмены, срубило эту надежду на корню. Тот скандал, задевший кроме биатлона ещё и наш лыжный спорт, когда кардиопротектор "превращался" в ЭПО, а анализы одних спортсменов - в анализы других, ещё долго будет помниться в России.
Впервые перед Олимпийскими Играми молчали наши спортивные функционеры. Вместо крутых медальных планов - рассказы о том, что "будем бороться". Но выдержать эту линию до конца, к сожалению, не удалось. Свою роль тут сыграла пресса, где-то искусственно подогревая зрительский интерес к тем или иным спортивным событиям Олимпиады. Тем более жестоким было последовавшее затем народное разочарование. Оптимистичный вариант развития событий конечно же не был невозможен. Но многолетние наблюдения за Олимпиадами лично меня научили: Олимпийские Игры - это соревнования где случаются неожиданности. Но негативные случаются гораздо чаще, чем позитивные. И ещё: все наши медальные надежды были на тоненького. Уйма четвёртых мест, кстати, оттуда. А где тонко, там и рвётся. Особенно на ОИ. Где слишком много тех, кто слишком сильно хочет. И готов не останавливаться ни перед чем.
Лучше бы наша пресса рассказала о результате на Играх в Турине очень сильной (гораздо сильнее, чем российская в Ванкувере) сборной команды Норвегии. Норвежцы там завоевали 2 (прописью: две) золотые медали. Тринадцатое место на тех Играх. Двенадцатое было у Эстонии. Что поделать, это Олимпиада, бывает. В Ванкувере этих медалей уже было 9. А у нас вот восемь четыре года назад и три сейчас. Сумма та же - 11.
Раскисать перед Играми в Сочи совершенно не стоит. Все страны-организаторы строят трассы под себя - и мы построим. В этом деле, правда, важно не переборщить. Да, канадский скелетонист завоевал золото на прекрасно ему знакомой санно-бобслейной трассе, тогда как признанный фаворит из Латвии не смог пройти ту же, но незнакомую ему чрезвычайно сложную и скоростную трассу четыре раза без ошибок и проиграл. Вот только за сложность, скорость и закрытость трассы заплатил своей жизнью молодой парень из Грузии...
Российской команде многого недоставало в Ванкувере. Перечислю то, о чём больше всего писали специалисты и болельщики: командная тактика и собранность, обращение со спортсменами, методическая работа с международными органами, командный дух, грамотный менеджмент. Да, проблем работы с международными органами за четыре года не решить. И от нас самих здесь, к сожалению, зависит не всё. Небольшой анекдот в качестве примера. Сборную России долго вела камера режиссёра на параде открытия. На удивление долго. А некоторое время спустя российских спортсменов показали пусть и коротко, но ещё раз. Откуда такая любовь? Оказалось, что североамериканцы во время прохода российских спортсменов пустили рекламу, а камеру так долго держали, чтобы никого из других стран потом не упустить. Ну и после коротко зафиксировали на международной картинке - есть всё-таки русские, не дисквалифицировали их ещё всех окончательно.
В общем, с международными органами и через четыре года всё будет совсем не просто. Но всё остальное - решаемо вполне. Пример конькобежца Скобрева показал, чего всего за год может добиться хороший современный тренер, когда в его руки попадает талантливый, хоть и не раскрывшийся до той поры российский атлет. Таких атлетов у нас много. Пример наших лыжников-спринтеров показал, что даже из совсем молодых ребят можно здесь и сейчас делать олимпийских чемпионов. А у нас много достойной спортивной молодёжи. Тот же пример со спринтом продемонстрировал, что и те дисциплины, которые в своё время вводились, чтобы нарушить медальное доминирование СССР и России и расширить географию победителей, могут стать нашими, в то время, когда наши старые медальные дисциплины проседают.
Олимпиада в Ванкувере обнажила проблемы. Время для их решения ещё есть.