Обсуждение в этом посте вылилось в статью на "Свободном мире" – "Новый передел мира. Геополитики спорят".
От редакции: двадцатилетие вывода советских войск из Афганистана - еще один невеселый повод налить в стакан горькую: помянуть погибших, пожалеть о сломанной жизни искалеченных оплеванной и оболганной и - до сих пор не понятой - войной. Повод праздновать 23 февраля так же, как 9 мая - со слезами на глазах.
В начале марта исполнится полгода победы российского оружия в "Пятидневной войне".
Мы тогда еще не понимали, что воюем уже во время мирового кризиса. Мы тогда не понимали, в какой войне участвуем, и в каком мире происходит эта война. Мы тогда не понимали, что отток капиталов из страны - это не "месть коварного Запада", а наша плата за участие в глобальной экономике. Мы думали, что эта война изменит мир, а оказалось, что это мир стремительно менялся, на глазах переписывая смысл и назначение этой войны.
Лишний раз это доказывается тем, что это именно у нас после "маленькой победоносной войны" происходит экономический кризис, власть проводит военную и политическую реформу. Мы ведем себя так, как будто проиграли в этой войне. А Грузия так - как будто бы разгромного поражения просто не было! Но, вероятно, умение не почивать на лаврах и использовать ценность поражения для того, чтобы извлечь уроки из победы - чуть ли не в первые в истории России - говорит о зрелости страны и вменяемости власти.
Новые войны "эпохи мирового финансового кризиса" - что "Пятидневная война", что "Рождественская война" Израиля - это были войны казалось бы уже давно ушедшей эпохи. Возвращение "геополитических" войн доглобализированого мира. Это лишний раз доказали США, отвернувшись от своего кавказского доминиона. Мира, где снова есть интересы национальных государств, и нет интересов транснациональных корпораций.
Дмитрий Коган в публикуемом ниже материале показывает, что означает такое "возвращение геополитики" на конкретном примере реакции новой, кризисной Европы, на геополитическую стратегию России после 8 августа.
Итальянская Repubblica опубликовала в сентябре 2008 года интересную карту. Где-то забавную, в чем-то наивную, но в любом случае весьма любопытную, отражающую в определенной степени видение и понимание геополитической ситуации вокруг России европейцами.
Справа внизу на карте пишут, что территории в полоску войдут в состав Российской Федерации. Таковых мы находим Слободскую Украину, Новороссию и Крым, а так же Киргизию и, если приглядеться, то и Приднестровье.
Ниже - страны, которые присоединятся к Русскому Союзу - Белоруссия с Полесьем и частью Волыни, Малоруссия с Подолией и Сев.Буковиной, Армения с Карабахом, Казахстан, Таджикистан
Третья сверху позиция - Paese con cui stabilire un'alleanza militare - военные союзники России (Узбекистан)
Лиловым цветом окрашены "трофеи" русских - так в тексте - "bottini di guerra" russi.
Ну, трофеи так трофеи.
Кто есть who в Европе, мы и сами знаем, это легко оценить и по их делам, и по их риторике. А вот как Европа видит "спорные" территории, на которых разворачиваются геополитические игры, где она там видит "свое", а где "чужое" - это любопытно. И то, что в значительной части "свежезахапанного", то бишь "своего", она на самом деле видит "чужое" (понимает плутовка, что своровала, чужое взяла) - еще более любопытно. И то, сколько всего Европа готова сдать, не дожидаясь даже пока ей, возможно, начнут "в Большой игре" делать больно - любопытно весьма.
Признавать storico interesse russo - еще пару лет назад подобное даже в голову никому на Западе не приходило, не то что обсуждалось в серьезной прессе. Да, у России есть права на эти территории. А кто прав, за тем и сила.
Война в Грузией оказалась в этом смысле для России очень полезной.
Создание подавляющего превосходства над соперником в конкретном месте и в конкретное время составляет основу военного искусства. Явное преимущество одних над другими уже само по себе может привести к войне или привести к действиям, ее провоцирующим.
Значит, хочешь мира - будь сильным? Не совсем. Главное - даже не быть сильным, главное - это сильным казаться. Ситуация, когда слабый кажется сильным, - огромная удача. Печальна ситуация, когда слабый кажется слабым. А ситуация, когда слабым кажется сильный, - вообще преступление. И создать позитивную для себя действительность может оказаться только первым и даже не самым важным шагом, гораздо важнее - донести эту действительность до других, сделать ее данной другим в ощущениях.
Еще до августовских событий я писал, что та картинка в мозгах, что сложилась у Запада по отношению к России (Запад считал Россию слишком слабой), обязательно приведет к войне, и что после войны у Запада в мозгах наступит просветление (Россия окажется гораздо сильнее, чем они думают, и гораздо решительнее), которое приведет к переоценке мощи игроков на Мировой шахматной доске и, следовательно, переформатированию тактик и стратегий этой самой игры.
Запад понял, что Россия - субъект, а не объект мировой политики. А у субъектов есть свои интересы, которые надо иметь в виду. В сентябре Запад был готов смириться уже и с потерей Крыма. И если б Россия его забрала (представим себе подобную фантастическую ситуацию), отношения с Европой не ухудшились ни на йоту.
Показательным может оказаться сравнение европейской антироссийской риторики по газовым кризисам в этом году и несколько лет назад, когда уровень возмущения действиями вассала, посмевшего восстать против мудрого европейского управления, зашкаливал.
А сейчас даже неловкое движение Россией уголков губ вверх приводит к захлебыванию от восторгов в европейской прессе. Так несколько газет с нескрываемой радостью рассказали читателю о том, что Россия прекращает развертывание "Искандеров" в Калининграде, хотя Россия его и близко не начинала. Кошка не ценила поглаживаний, пока ее не стукнули. И чем сильнее стукнут, тем больше будет ценить.
Придуманная итальянцами российская Реконкиста сегодня, в условиях глобального кризиса и тяжелейших экономических проблем в странах бывшего Советского Союза актуальна как никогда. Это показывают и события последних дней: новые договоренности с Узбекистаном; закрытие американской базы в Киргизии, которому, надо сказать, в немалой степени поспособствовала американское хамство, унаследованное от англичан, не считавших, куда бы они ни приходили, местное население за людей, и укрывательство своего военного, убившего киргиза-водителя, работавшего на базе, от правосудия; создание войск ОДКБ. Выстраивание в условиях кризиса постсоветского пространства под Россию идет полным ходом. И все это на фоне завязшей в Афганистане, сбегающей из Ирака и уже даже не мечтающей об Иране армии США.
Может, российское ядерное оружие и ржавеет, как пишут некоторые эксперты. Может, его нам скоро начнет не хватать. Но то в теории. А практика в России вечно расходилась с теорией и многократно била по носу и прочим частям тела российских врагов. То как практически оценивает потенциал СЯС России Америка наглядно демонстрируют вытянутый из нафталина Киссинджер и Байден, приехавший в Мюнхен брать Россию хитростью. Ибо силой нет силы.