Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Category:

Удивительное в "привычном"

Rainaldo о принципах образования вообще и методике преподавания иностранных языков в частности. И объеме.

Совсем я не склонен к утопизму, но "от головы" давно уж не покидает ощущение, что избранные во времена Яна Амоса Коменского (и весьма уместные долгое время) принципы образования - давно уже тотальный анахронизм...

Да, для формирования какого-нибудь "лейб-гвардии Его Величества генерала от инфантерии" - уместен пажеский корпус, военный интернат, кадетское училище; для "смежной области" - какой-нибудь "Смольный" институт... Что именно в нём преподавать - и вопросов-то нет, важнее - как...

Понятен и конечный мотив: "сертификация".

Сложно и одновременно банально будет давать "системное описание", перескочу сразу к совершенно для меня насущным и прозрачным примерам. Уже десятки лет как показано тысячами примеров, что обучить свободно понимать и говорить по-английски человека можно за месяц. А затем с интервалами в полгода-год можно так же научить французскому, немецкому, испанскому, итальянскому, греческому, шведскому (с каждым шагом всё проще)... Что-то свыше - могут дать только практика общения или работа на языке. И это уже - как и с родным - на всю жизнь... В то же время без выхода в эту практику - о каком обучении вообще речь?

Так же далее - можно сколь угодно специализироваться и углубляться: в структурное постижение этого языка и общих законов, в перевод, во множество других "вейерных векторов" деятельности с ним, но совершенно же "очевидно", что прежде надо почувствовать этот язык, овладеть им и полюбить, чтобы существовала для человека вещь, в теорию которой можно (при желании, при профессиональном выборе) "спускаться"! (Современное альтернативное понятие о "переводе" - не к этой теме будь помянуто, хотя, по нелепому парадоксу - именно этому сложнейшему занятию "переводить" зачем-то стремятся в традиции обучать, ещё не научив говорить на другом языке!)

Кто же мне объяснит, чего ради столько человеко-часов и лет тратится в "средних школах" на "изучение параграфов" умерщвлённого языка (одного из стольких!), которое, кроме как тем специфически одарённым, кто и сам бы выучил, ничего не даёт, кроме порой вреда (поскольку даже в родном языке нам никто не будет сначала "объяснять все слова", а потом только из них -"объяснённых" - "городить общение")? А ведь мои друзья во внешкольном образовании, взявшие на вооружение те же методы, научились точно так же "за месячный лагерь" преподавать математику, информатику, родной язык и бог знает, что там ещё!...

Казалось бы: чего проще? Раз в школе "методики отстали" - взять из внешкольного образования передовые, да и "внедрить" туда. Ан - ни черта не выйдет! Это, знаете ли, как многим умным и весьма верующим людям понятно, что "закону божьему" в школе не место (оставим для ясности за скобками ОПК - скажем, что я сказал именно то, что хотел сказать: не ОПК, а "закон божий"), - тут же встаёт вопрос: а всему ли прочему ("привычному") - место???

Я, собственно, пишу это под впечатлением как раз такого вот локального "эксперимента". Лет 25 я не работал в школе. Тому не простая история, и не в ней дело. Сменились эпохи и в мире, и в моей судьбе. Но недавно имел не то, чтобы мной не ожиданный, а как раз вполне предсказуемый опыт. С разницей меньше чем в три недели я преподавал по нашей методике итальянский язык в двух школах, двум группам примерно одинаковых старшеклассников. Разница была одна-единственная, но совершенно ключевая...

Первым - был лицей в городе Королёве, между прочим - ни разу не "гуманитарный", специализирующийся на математике и информатике. Именно "математический педагог", когда-то учивший у нас языки - и сумевший даже применить часть методики к информатике (что нас до сих пор поражает:)) - позвал нас туда и сумел так "заразить" школьников идеей этого двухдневного семинара, что образовался ажиотаж и число желающих вдвое превысило расчётное, пришлось уже части отказывать. При норме в 12 человек я начал первый день с 20-ю, на второй день из них пришло 16 - чему я мог только радоваться. Дальше - дело, как всегда, было только в отработанной за четверть века технике. И взаимные впечатления были вполне подстать обычному энтузиазму, вот они: http://www.salvater.ru/ournews.html#korolev

То есть всего-то, что для этого потребовалось от школы - это чтобы старшеклассники пришли пусть и после целого дня занятий, с понятной усталостью, но добровольно, по собственной мотивации!

А в другую школу - в микрорайоне Бутово - нас пригласил директор, ничуть не меньший энтузиаст (он тоже когда-то прошёл всё на собственном опыте). И захотел он сделать гораздо лучше. Он просто снял в течение двух будних дней старшеклассников с большинства уроков (равно как и их учителей иностранного языка) и поставил в сетку занятий наш семинар в обязательном порядке. Мы уже могли отрядить двух преподавателей для занятий двумя группами параллельно, а ребята, казалось бы, сохранялись от лишней усталости - в общем, всё замечательно! А по ощущению и отдаче - всё с точностью до наоборот... Хотя за их спинами "грозно" сидели и директор, и учителя, - давненько себя я не чувствовал таким идиотским "метателем бисера" - особенно в первый день, когда влезать в чужой язык - совсем не просто, а нахрен им это было нужно, с какой-то радости, этот "ваш" итальянский?.. Да, они в меру своей добросовестности пытались... "отбывать номер" и сопротивляться в душе.

На второй день, конечно, когда уже можно порадоваться плодам, "поразвлекаться" - настрой неизбежно улучшается, но лишь бледной тенью того, с чем хотелось бы сравнивать (да, могут даже хитро намекнуть: почему бы, мол, вам не прийти и завтра? - с очевидной подложкой, что это уже веселей, чем отменённые математики-физики-химии, дурака повалять при случае проще). В общем, как уже сказано: отличия - чуть, а в итоге - небо и земля... "Отзывы" - тоже: скучны и казённы, с оглядкой на учителей - "Всё понравилось!", баста.

Вот и нечего мне добавить, как же гнусно я ощутил на себе "призрак шкуры" бедняги-школьного "преподдавателя". При том, что принимали нас эти учителя замечательно (что не всегда бывает, но про директора не забудем:)) - кормили-поили, к себе звали, одобряли и конспектировали... Для них - всё казалось, как надо, - а мне не дай бог свыкнуться когда-нибудь с такой "логичностью впечатлений" :).

В ряде западных школ - всё-таки есть что-то подобное (ещё задолго до "вуза"), когда целые темы и предметы постигаются в рамках "проектов" и неформальных групп. У нас - с советских времён памятна история преподавателя фотокружка, который тоже стал учить фотографии за неделю весенних каникул (целые журналы следили-пиарили) - и получил разнос и в конечном итоге увольнение: "А за что мы тогда Вам весь год зарплату платить будем?"

А ведь система по-своему - стройнее некуда: возникли у тебя особые сложности - пожалуйста, есть куча возможностей перепройти курс ещё раз, тогда как другой в это время уже освоит новый язык, а третий - предпочтёт более глубокий уровень первого, а четвёртый - и вовсе иной предмет... Главное, что помнят люди такие лагеря - не как что-то бессмысленное, объяснение которому им обещают дать "через 10 лет", и расчленённое на безжизненную "зубрёжку" и "отметки в журнале" (пронесёт - не пронесёт: уф - перелистнули, теперь забыть и немножко пожить), а как праздник и бурление жизни. (Даже когда там куча обид и строгостей приключалась - Вы почитайте у нас в Гостевой...:)).

А уж многие столь же "безжизненные" (но необходимые!) учебные дисциплины (физкультура, "труд", компьютерные дела, общественные и т.п.) - сам "учебный бог" велел: превращать на каждое время в прикладные (ну, вот где изучать лексику движений, направлений и органов тела, как не на "физкультуре"? причём - вполне выравнивается в процессе значимость "интеллектуальных" и "физических" успехов, а любая "бригада", члены которой дополняют друг друга по этим качествам, "щёлкает орешки" ко взаимному удовольствию...).

Эк я "размечтался" - не всё, конечно, так просто. Но и не всё так сложно, как часто внушают... Пойду-ка за дело примусь :).
Tags: образование, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments