Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Палаццо Питти: "За кадром"

Rainaldo o том, что осталось "за кадром" моего рассказа о Палаццо Питти и садах Боболи.

1) Конечно же - та знаменитая медичейская "царская дорога" и потайной грот у самого Дворца в закоулке Садов Боболи. Столь напуганы были своим народом Медичи в эпоху Лоренцо Маньифико, что родилась эта беспрецедентная "дорога бегства", на которой можно было избежать соприкосновения с бунтом: из правительственного Старого Дворца - через офисные здания (нынешняя "Офисная Галерея" - Уффици) - "коридор Вазари" на уровне второго-третьего этажа вдоль набережной и поверх торговых лавок Старого Моста - скрывающийся из виду и выводящий в тот самый, выглядящий обычным фонтаном, гротик за стенами Питти, откуда - ещё один шаг до оборонного форта, бастионы которого нацелены - кромешное дело - не "вовне", а на собственный город!

2) Эта "стратегическая высота" над городом - "крепость прекрасного обзора" - Форте Бельведере - по сути образовывала с Дворцом Питти и Садом Боболи единое целое, на общем холме. Самая высокая и дальняя (по перпендикуляру к фасаду дворца) "обзорная площадка" в Боболи (с золотыми рыбками, цветами и смоковницами) - это вообще просто задний двор у стены здания форта. Но в новейшие времена - видимо, ради туристической коммерции и чтоб не было обидно другим кварталам "заарноречья" (Ольтрарно - "за рекой Арно"), - входы туда со стороны Питти всегда закрыты, и за один день "охватить" их затруднительно: в форт надо карабкаться по извилистым "горным" улочкам совсем с противоположной стороны :). По пути, правда, порадует дом Галилея с родовым гербом-лестницей, а после форта - можно отважиться на маленький подвиг (особенно в летнюю жару) и продолжить неблизкий извилистый путь - к вилле Чайковского (для посещений, к сожалению, недоступной), на улице которой - кто знает отчего - круглый год "российская осень": ковёр жёлто-красной опавшей листвы...

"За Чайковского" агитировать не возьмусь, но одолеть подъём к самому Форту посоветую вне сомнений: во-первых, он соответствует имени ("Прекрасный Вид на город" - Бельведере) - даже не один вид, а "в ассортименте" :). Во-вторых, занятно устроен сам по себе: с несколькими уровнями, тенью или травкой в жару и, конечно, не обижен в сезон кoфейными заведениями. А в-третьих, - что, правда, "на любителя" - служит для утомлённых "музейной жизнью" флорентийцев оазисом самого что ни на есть поп-арта, "арт-модерна" и "андеграунда": выставки всего этого нескончаемо сменяют здесь друг друга (если случайно попасть в "пересменок" - можно зайти в Форт бесплатно, но на моей памяти так случилось лишь раз :) ). Иногда - даже весьма впечатляющие (и уж точно не скучные, чтобы познать больше граней страны).

3) Сам Палаццо Питти - это тоже не единственный музей, а целый комплекс. Музеев и выставок в нём можно время от времени насчитать пять-шесть. Основная экспозиция объединяет музей живописи, описанный Корвином, с музеем королевского дворца: интерьеров, обивок и мебели, Вы плавно переходите из одного в другой. С постелями герцогинь здесь соседствует туалетная комната Наполеона, а в те 5 лет до отвоевания Рима (1865-70гг.), когда Флоренция побывала столичным городом, дворец действительно стал королевским - и к узкому углу Сада Боболи было пристроено то самое помпезное здание конюшен с ипподромом, где нынче располагается Институт Искусств, описанный мной в примечании о "травмированном Давиде". В той же анфиладе "картинно-придворных" комнат отдельная часть принадлежит периодическим тематическим выставкам (например, Караваджо или подобным по уровню экспозиций) - для захода сюда, как правило, требуется отдельный билет. В другом же крыле дворца и пристройках действуют: музей фарфора, музей серебра и ювелирии, музей костюмов, иногда - музей карет и т.п. Впрочем, как обычно, "кумулятивные" билеты, включающие часть или все из этих музеев, да ещё и со входом в Сад Боболи (а этот вход только для самих флорентийцев бесплатен :) ), - намного дешевле, чем по-отдельности. Так что настраивайтесь на целый приятный день :). В "воспоминаниях о безвозвратном" порой есть своя сладкая горечь :) - в 90-е я без каких-либо помех снимал все эти залы любительской видеокамерой (жаль, что "доцифровой"), в XXI веке это уже не дозволяется...

4) В летние же уик-енды попасть в вечерний Сад Боболи можно также по билету на проходящие там концерты - конечно же, прежде всего - оперные. Мы с превеликим удовольствием приобретали целые абонементы: не так это дорого, как на более престижных площадках, да и исполнители, быть может, более "средней руки", но сам колорит и ночи Флоренции того стоят!..

5) Ну вот: про Чайковского, что слегка в отдалении, вспомнил, а о куда более близком - эвон прямо напротив фасада Питти - чуть и не позабыл :). Фёдор Михайлыч Достоевский - здесь, в доме - через площадь от Дворца, создавал свой (для многих - "самый-самый") роман "Идиот". (Так и начав его по свежести впечатлений: с этой исторгнувшей к отеческим палестинам князя Мышкина заграницы, с итальянских мадонн в голове :) ). Нет, всё-таки Италия начиналась за околицей Москвы и Петербурга той странной эпохи. Даже для "униженных и оскорблённых" :)... А если ещё припомнить другое перо, Рим, Пьяцца ди Спанья, "Мёртвые души"...
Tags: Италия, Флоренция, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments