Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Category:

Следствием носа является хвост!

Был некто, каждый день сидевший и смотревший на узкое
вертикальное отверстие, где не хватало доски в высоком
деревянном заборе. Каждый день мимо узкого отверстия проходил
дикий осел пустыни -- сперва нос, затем голова, затем передние
ноги, затем длинная коричневая спина, задние ноги. и, наконец,
хвост. Однажды, этот некто вскочил, свет открытия зажегся в его
глазах, и закричал всем, кто мог его услышать: "Это же
очевидно! Следствием носа является хвост!"

Притчи Потаенной Мудрости, из Устной Истории Ракиса.



Тезис о том, что наука вышла из христианства обсуждается в последнее время и широко, и с завидной регулярностью. Тут можно вспомнить и записанную на видео лекцию Кураева и, раз уж мы сейчас сидим в ЖЖ, постинг ivanov_petrov на данную тему. За вычетом отстранненно-созерцательного взгляда на проблему, в споре можно выделить две основные позиции: "христианство является причиной появления науки" и "заслуги церкви и религии в появлении науки нет, наука развилась вопреки христианству". Не могу присоединиться ни к первой, ни ко второй позиции, поэтому коротко озвучу здесь собственное мнение, ни в коем случае на истинность не претендующее и довольно-таки банальное, но счастливо мной не встреченное нигде в дискуссиях ранее. Не встреченное вероятно по причине ограниченности моего интереса к данной теме, а счастливо - потому что нет ничего неприятнее, чем ситуация, когда твои мысли высказывает кто-то другой и до тебя.

Когда я читаю о прогрессе как следствии именно христианства, я в первую очередь вспоминаю о цикличности истории, а еще - школьный исторический учебник с его периодом капитализма, эпохой социализма и эрой коммунизма. Бог с ними, с эпохой и с эрой, я про то, что первобытно-общинное общество сменялось рабовладельческим, в феодализме зарождался капитализм, а капиталистические отношения вели к усилению социальной составляющей. Еще в данном случае важно, что попытки выстроить в феодальном обществе социализм, построить коммунизм среди тех, кто только что слез с деревьев, или научить современному пониманию демократии рабовладельцев в большинстве своем терпели и терпят неудачу.

Очевидно, что для появления абсолютизма не помешает период феодальной рздробленности. Понятно, что тем, кто собирал корешки и бегал за зверьми, когда-нибудь захочется заняться животноводством и земледелием (а вот животноводу вряд ли захочется снова начать бегать за зверьми). Но стоит ли считать животноводство следствием охоты, капитализм следствием феодализма, а земледелие следствием собирательства? Поначалу богов было много, они были везде и от них зависело все - язычество. Следующим шагом стало уменьшение числа богов и вынос этого сокращенного числа в особые материи - христианство. Логичным и последовательным оказался следующий переход: если Бог всего один, да еще и так далеко, так, может, ничего от него не зависит, а, может, его и нет вовсе. А любопытному человеку в мире без Бога нужна наука. Вот она и появилась. В свой срок. На закате христианства. В Европе. А в других условиях и среде не возникла, как американская демократия не приживается в Ираке. Однако считать науку следствием христианства... значит уподобиться мудрецу из эпиграфа.
Tags: Заметки на полях, история, наука, философия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments