Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 3)

Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Капелла Бранкаччи
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 1)
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 2)

Когда старый флорентийский собор стал горожанам мал, а случилось это в 13 веке, было решено строить новый, но так, чтобы не остаться совсем без собора. И новую церковь стали возводить вокруг старой. Еще сотню лет люди ходили к мессе в старый храм, украшали его, хоронили в нем. Многое от него сохранилось и до наших дней. А в 1972 году в его недрах была найдена гробница. А на ней надпись на латыни: "Corpus magni ingenii viri Philippi Brunelleschi Florentini", "здесь покоится Филиппо Брунеллески, флорентинец большого таланта"...

Duomo строился невероятно долго. Оно и понятно: у соседей-пизанцев уже 200 лет как была Piazza dei Miracoli, и чтоб не лопнуть от зависти к ним, необходимо было создать нечто такое, чтобы лопнула от зависти уже ненавистная Пиза. Вопрос престижа, так сказать. Архитектора пригласили самого лучшего своего времени - Арнольфо де Камбио. Архитектор неожиданно взялся за работу с необычной стороны, со стороны фасада. Он был, кроме всего прочего, великим скульптуром, и за компанию создал для фасада несколько скульптур, но закончить его не успел. До 16 века все отстояло "как есть", пока честолюбивый архитектор по имени Бернардо Буонталенти не решил "закончить стройку". Для начала он решил разобрать фасад де Камбио "до основания" вместе с мрамором, мозаиками и скульптурами, чтобы "затем"... Только с "затем" возникли проблемы: покровитель Бернардо Франческо Медичи в скорости скончался от отравления, и речи об обновлении фасада больше не шло. Впрочем, правильнее было бы сказать, что только о нем и шла речь. Чиновники, строители и прочие интеллектуалы судили и рядили, принимали и отвергали проекты. Точка была поставлена лишь в XIX веке, и об этом я уже писал. Но до сих пор флорентийцы, когда хотят указать на что-то, тянущееся на их взгляд невыносимо долго, говорят: "оно длится так долго, как строительство собора".



Но что фасад! С ним, по крайней мере, не возникало технических сложностей. Вот купол - это было другое дело! Ди Камбио к его постройке даже близко не подходил, последователи его соображали в сем вопросе еще меньше, поэтому делали все возможное, только чтоб ничего не делать. К началу 15 века остальная церковь была готова - купола не было даже в проекте. Построил его человек большого таланта...

Был проведен архитектурный конкурс - его и выиграл Филиппо Брунеллески. Существовала только одна проблема: отборочная комиссия сама не верила, что купол вообще можно построить. Теоретически такую махину можно было соорудить с использованием лесов, но кто оплатит подобную расточительность?! Брунеллески обещал построить без лесов. Сумасшедший, что возьмешь, решила комиссия и приставила к нему в начальники своего "проверенного человека", Лоренцо Гиберти. С Гиберти Брунеллески уже сталкивался, именно Гиберти увел у нашего героя заказ на изготовление ворот во флорентийском Баптистерии, ворот, впоследствии названных Райскими вратами. Как показывает работа, выполненная Брунеллески на конкурс, у него вышло бы как минимум не хуже.

Впрочем, это уже альтернативная история, а в истории реальной два назначенных архитектора ругались сутками напролет, а работа не двигалась. Брунеллески, кроме всего прочего, не любил делиться своими знаниями с другими. Свои эксперименты он проводил скрытно, вырезая кирпичики из свеклы. По окончании тестов свекольные сооружения безжалостно съедались.

Как будто Гиберти было мало, чиновники продолжали трепать нервы Филиппо:
- То, чего не может быть, быть не может!
- Если бы собор был посвящен кому-нибудь другому, не святой деве Марии... - отвечал Брунеллески - но дева Мария не даст возводимому куполу упасть.
Комиссия не нашла, что возразить.

С Гиберти Брунеллески боролся старым способом, известным любому школьнику: он объявлял себя больным и ждал, когда без него работа станет. В его отсутствие работа действительно замирала быстро и с завидной регулярностью.

Леса действительно не понадобились. В начале 15 века Филиппо вместе со своим другом Донателло ездил в Рим учиться на работах великих зодчих античности. Именно в Риме он подсмотрел метод располагать кирпичи таким образом, чтобы они под нагрузкой не рассыпались, а поддерживали друг друга. Идеи римлян были дополнены и развиты, количество строительных машин и инструментов, специально придуманных Брунеллески, исчислялось десятками. Брунеллески создал даже не один купол, а целых два: один в другом, а между ними лестница, 463 ступени. Так и строить было легче. Самое чудесное архитектурное чудо 15 века было сотворено всего за 15 лет. А над куполом Филиппо расположил световой беломраморный фонарь, который окончательно стабилизировал всю постройку. Так краеугольный камень держит арку.



Вся Флоренция сверху видна как на ладони, ладони гения большого таланта...

Tags: Италия, Флоренция, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments