Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Убийцы, художники и меценаты

Криминалистика и история искусства имеют много общего. Неслучайно метод обнаружения преступников по отпечаткам пальцам открыл Джованни Морелли, признанный специалист в определении авторов картин по мельчайшим деталям на полотне.

Любимым художником искусствоведов-криминалистов давно уже является великий Пьеро делла Франческа. И о нем самом, и о его работах доподлинно известно не много. Причем одна картина Пьеро вызывает особо ожесточенные споры и множественные толкования. Картина называется "Бичевание".



Кто есть кто на этой картине? По одной трактовке мы наблюдаем бичевание Христа перед Пилатом. Согласно другой версии это Св. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. По третьей версии обыгрывается сон Бл. Иеронима, в котором тот подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона. И так далее.

Казалось, Карло Гинцбург в своей работе, написанной 20 лет назад, закрыл сию тему. По его мнению, картина Пьеро была реакцией на турецкое нашествие на Константинополь. В роли Пилата - Иоанн VIII Палеолог, предпоследний император Восточной Римской империи, бородатый мужчина на переднем плане - сбежавший патриарх Виссарион, ну а юноша, похожий на ангела, - потомок герцога Федериго да Монтефельтро. Герцог, якобы, и заказал картину для своего дворца, желая разом оплакать и сына, и Византию.

В прошлом году, однако, в немецкой печати появилось новое исследование авторитетнейшего историка Бернда Рёка "Убийцы, художники и меценаты", в котором все прошлые изыскания были поставлены с ног на голову: кондотьер Федериго не заказывал "Бичевание", картина была выполнена не для него, а против него. Белокурый юноша - никто иной как предшественник Федериго, Оддантонио Монтефельтро, который в 1444 году был зарезан наемными убийцами в собственном дворце и выброшен из окна. Сходство парня на переднем плане с известным венским портретом Оддантонио Монтефельтро находили и другие исследователи, но зачем же тогда было Федериго, наиболее вероятному организатору убийства брата, вешать напоминание о своем преступлении в собственном доме?

Рёк доказывает в своей работе, что картина появилась в урбинском дворце лишь в 1915 году, а до этого все время находилась в родном городке Пьеро Сансеполькро и Федериго ни разу на глаза не попадалась. То, что картину, обвиняющую в убийстве, повесили в спальне объекта подозрений, иначе как иронией судьбы не назовешь. То, что это решение на некоторое время отвело подозрение от Федериго, - ирония судьбы вдвойне.

В трактовке Карло Гинцбурга вопрос, зачем понадобилась такая запутанная аналогия смерти города смерти сына, оставался открытым. В версии Рёка дилемма легко разрешается: убийство Оддантонио сравнивается с убийством Христа, а картина - не антитурецкая агитка, а должна была послужить утешением родственникам Оддантонио, скорее всего, его сестрам.

Впрочем, возможно ее заказал и дядя убитого, кардинал-гуманист Просперо Колонна (колонну легко найти и на рисунке). Кардинал умер в 1453-ом, и картина осталась в ателье Пьеро. Так было к лучшему, потому что через некоторое время художник вступил в должность придворного живописца Федериго: если сторонники убитого остались без денег, значит их можно заработать у убийцы. В конце концов, Федериго да Монтефельтро благодаря портрету руки Пьеро станет символом Возрождения.



Не забывает Рёк и о самой популярной книге Средневековья "Legenda Aurea" ("Золотая легенда"). В этой книге, между прочим, Пилат предстает карьеристом и братоубийцей - очевидная аналогия с Федериго, сыном внебрачной дочери герцога, добравшегося до наследства через черный ход.

Последовательно Рёк раскрывает перед нами всех действующих лиц картины Пьеро. Пересказывать содержание хорошего детектива - последнее дело. Вот и я не стану. Умеющие читать по-немецки смогут ознакомиться с книгой сами. Остальным остается ждать перевода. Уверен также, что это не последняя книга о загадках творчества Пьеро делла Франческа. У криминалистики с историей искусства много общего, но есть и существенная разница: расследование в искусствоведении никогда не заканчивается.
Tags: Италия, загадки, искусство, история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments