Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Categories:

Римские каникулы (часть 4)

Пантеон – не только наиболее полно сохранившееся античное строение Рима и всеми признанный шедевр архитектуры, но и сооружение весьма загадочное. Не известно точно, ни кому оно было посвящено (считается, что всем римским богам в совокупности), ни что, собственно, означает само имя «Пантеон». Уже много столетий осуществляются попытки «разгадать» значение его архитектуры, и по числу подобных (математических, астрономических и астрологических) трактовок Пантеон если какому строению в мире и уступает, то только пирамидам в Гизе.

Огромный купол представляет собой правильную полусферу диаметром 43,49 метра. Если ее мысленно продлить, то она коснется пола в одной точке. По легенде, чтобы осуществить возведение купола, здание засыпалось землей с добавкой в виде золотых монет. По окончании работ император Адриан объявил, что каждый, кто найдет монету, может оставить ее себе. В тот день наверняка был поставлен мировой рекорд по скорости и объему «зачистки» помещения. Если, конечно, легенда не врет.

Вверху купола проделано девятиметровое отверстие, откуда падает свет. Кстати, рекомендую посещать Пантеон в яркий солнечный день. Впечатления незабываемые. Удовольствие же от нахождения в полумраке, в котором еще и сверху идет дождь, совсем не то :).

Когда в 391 году в Риме было запрещено язычество, Пантеон, если можно так выразиться, остался без работы. Это продолжалось до 608 года, в котором византийский император Фока подарил его римскому папе. Храм (если это был храм), превращенный в церковь, посвятили Марии и всем святым, которые были призваны заменить в народном разуме сонм олимпийских богов.

Поклонение святым мученикам было санкционировано церквью в 7 веке и сравнивалось с идолопоклонством даже церковными писателями того времени. Сразу же был открыт сезон охоты за костями первых христиан. Вскрывались захоронения на Via Appia, останки похороненных там людей объявлялись реликвиями мучеников, придумывались имена и легенды, после чего кости продавались по всему миру. В один только пантеон было доставлено 28 телег с костями из катакомб.

Нет сомнений, что за почти четыре века было казнено множетво христиан (а также евреев!) отказывавших в божественном почитании римскому императору. Но нет сомнений и в том, что число мучеников сильно преувеличено, а большинство их историй выдумано. Однако подобная продажа реликвий одно время была главным источником доходов католической церкви. И до сих пор секретариат Ватикана занимается рассылкой частичек костей для освящения новых церквей. Правда, теперь бесплатно.

В 655 году Пантеон по сути ограбил византийский император, приказавший снять бронзовые пластины с крыши здания и отправить их себе. По пути на восток пластины перехватили сарацины, а император остался с носом :). В 1632 году его примеру последовал римский папа Урбан VIII Барберини, польстившийся на бронзу портика, из которой отлили 80 пушек для замка святого Ангела и балдахин для алтаря в San Pietro in Vaticano. Народ на такое безобразие прореагировал анонимным пасквилем: «Quod non fecerunt Barbari, fecit Barberini». В переводе: «Что не сделали барбАры (варвары), сделал Барберини». Таким образом до нас дошла одна лишь бронзовая дверь :). А две колоколенки, построенные Бернинини и уродовавшие здание (те самые «ослиные уши»), были благополучно снесены еще в 19 веке.

Добавлю еще, что в Пантеоне похоронены Рафаэль, композитор Корелли, а также два итальянских короля.

Недалеко от Пантеона располагается единственная готичесая церковь Рима S.Maria sopra Minerva, объединяющая в своим имени религиозную историю Рима. Минерва (у греков Афина) была одной из самых важных богинь античности и вместе с Юпитером и Юноной (Зевсом и Герой) составляла капитолийскую троицу. Храм Минервы находился в республиканский период поблизости от современной церкви, которая была возведена на остатках храма египетской богини Изиды, девственной матери бога (не правда ли, знакомо звучит).

В числе главных достопримечательностей церкви фрески моего любимого художника Ренессанса Филиппино Липпи, а также работы Микеланджело скульптура Христа, полностью обнаженного, представленного в стиле античного героя. Впрочем, ученики Микеланджело впоследствие прикрыли Христа набедренной повязкой и обули беднягу в сандалии.

В S.Maria sopra Minerva покоится святая Екатерина Сиенская, наряду с Франциском Ассизским покровительница Италии, сыгравшая решающую роль в возвращении папы из Авиньона в Рим, всю жизнь мечтавшая (безуспешно), чтобы на престол Петра взошел достойный безукоризненный человек.

А недалеко от нее похоронен папа Павел IV, лицемер и ханжа, приказавший задрапировать «срамные места» всех четырех с лишним сотен персонажей "Страшного суда" в Сикстинской капелле (Опять Микеланджело пострадал :) ) И еще несколько других пап и кардиналов (пара надгробий сделаны Бернини).

S.Maria sopra Minerva – церковь доминиканцев, и справа от нее находится их генеральный штаб. Орден доминиканцев принимал активное участие в работе инквизиции (иначе говоря, в массовых убийствах), и этом здании провели не самые приятные минуты Джордано Бруно и Галилей, именно здесь произнесший свои знаменитые слова.

Один из символов города находится на площади возле церкви. Это мраморный слоненок-очаровашка, сделанный по модели Бернини, несущий маленький египетский обелиск.

Вы еще не устали? Ну что ж, тогда мы пойдем дальше. Но уже в следующей части :).
Tags: Италия, Рим, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments