Corwin ([info]realcorwin) wrote,

Что?Где?Зачем же так...

Транслируемое на Европу кастрированное ОРТ, оно же ОРТ-International, зарядило пару недель назад повтор последних серий игр «Что?Где?Когда?». «Блюдо не первой свежести» оказалось, как ни странно, весьма «вкусным» для анализа развития телевизионного «ЧГК» за прошедшие годы.

Первое, что бросилось в глаза, - постепенное превращение игры в шоу. Певцы оттуда, политики отсюда, писатели - в нагрузку, журналисты - вдобавок... Похоже на начало конца. Той же дорогой проходили многие подобные передачи: от серьезной игры к все чаще приглашаемым на съемки звездам эстрады и светской жизни через сплошные песни и пляски к падению рейтинга и закрытию программы. Заслуга Ворошилова как раз и состояла в том, что он держал нерв передачи в ежовых рукавицах, не давая той сползать в развлекаловку.

Второе, и самое важное, - аномалии самой игры, которых в прямом эфире не замечаешь. Год назад я восторгался командой заведующего цехом по фасовке подсолнечного масла, особенно выделяя инсайты игрока этой команды Аси Шавинской:

«- Что отвечаем?
- Подсолнечник?
- Почему подсолнечник?!
- А других растений не знаем!
- А предмет тогда какой?
- Ну хоть зонтик...
Оказался зонтик :)»


Инсайт – вещь тонкая, случается редко. У всех – только не у Аси. У нее инсайтов – по 2-3 в каждой игре. Причем включается инсайт в зависимости от счета, что тоже весьма практично. Предположим, спрашивают что-то «сверху красное, внизу зеленое». Перебрана куча версий, что отвечать – непонятно. Вдруг Ася выдает – «перец», причем никакого «перца» на столе и в помине не было, в лучшем случае – арбуз.

Или вопрос с есенинским описанием различных поз. Знаете, как определить, насколько глубоко человек погружен в размышления? Загляните ему в глаза. Человек, напряженно думающий, практически не мигает (разок, другой в минуту). Что способен придумать за минуту человек, постоянно скачущий туда-сюда, становящийся на колени, поднимающийся на ноги итд. итп.? По-хорошему, ничего. Ан нет, он способен на последней секунде придумать правильный ответ: позы – это буквы, а все это – азбука.

Но бог с ним, с инсайтом. Это цветочки, перейдем к ягодкам. Но для начала – длинная цитата «отца детектива» Эдгара По:


Как-то вечером гуляли мы по необычайно длинной грязной улице в окрестностях Пале-Рояля. Каждый думал, по-видимому, о своем, и в течение четверти часа никто из нас не проронил ни слова. Как вдруг Дюпен, словно невзначай, сказал:

- Куда ему, такому заморышу! Лучше б он попытал счастья в театре "Варьете".

- Вот именно, - ответил я машинально.

Я так задумался, что не сразу сообразил, как удачно слова Дюпена совпали с моими мыслями. Но тут же опомнился, и удивлению моему не было границ.

- Дюпен, - сказал я серьезно, - это выше моего понимания. Сказать по чести, я поражен, я просто ушам своим не верю. Как вы догадались, что я думал о... - Тут я остановился, чтобы увериться, точно ли он знает, о ком я думал.

- ...о Шантильи, - закончил он. - Почему же вы запнулись? Вы говорили себе, что при его тщедушном сложении нечего ему было соваться в трагики.

Да, это и составляло предмет моих размышлений. Шантильи, quondam [Некогда (лат.).] сапожник с улицы Сен-Дени, помешавшийся на театре, недавно дебютировал в роли Ксеркса в одноименной трагедии Кребийона и был за все свои старания жестоко освистан.

- Объясните мне, ради бога, свой метод, - настаивал я, - если он у вас есть и если вы с его помощью так безошибочно прочли мои мысли. - Признаться, я даже старался не показать всей меры своего удивления.

- Не кто иной, как зеленщик, - ответил мой друг, - навел вас на мысль, что сей врачеватель подметок не дорос до Ксеркса et id genus omne [И ему подобных (лат.).].

- Зеленщик? Да бог с вами! Я знать не знаю никакого зеленщика!

- Ну, тот увалень, что налетел на вас, когда мы свернули сюда с четверть часа назад.

Тут я вспомнил, что зеленщик с большой корзиной яблок на голове по нечаянности чуть не сбил меня с ног, когда мы из переулка вышли на людную улицу. Но какое отношение имеет к этому Шантильи, я так и не мог понять.

Однако у Дюпена ни на волос не было того, что французы называют charlatanerie [Очковтирательство (франц.).].

- Извольте, я объясню вам, - вызвался он. - А чтобы вы лучше меня поняли, давайте восстановим весь ход ваших мыслей с нашего последнего разговора и до встречи с пресловутым зеленщиком. Основные вехи - Шантильи, Орион, доктор Никольс, Эпикур, стереотомия, булыжник и - зеленщик.

Вряд ли найдется человек, которому ни разу не приходило в голову проследить забавы ради шаг за шагом все, что привело его к известному выводу. Это - преувлекательное подчас занятие, и кто впервые к нему обратится, будет поражен, какое неизмеримое на первый взгляд расстояние отделяет исходный пункт от конечного вывода и как мало они друг другу соответствуют. С удивлением выслушал я Дюпена и не мог не признать справедливости его слов.

Мой друг между тем продолжал:

- До того как свернуть, мы, помнится, говорили о лошадях. На этом разговор наш оборвался. Когда же мы вышли сюда, на эту улицу, выскочивший откуда-то зеленщик с большой корзиной яблок на голове пробежал мимо и второпях толкнул вас на груду булыжника, сваленного там, где каменщики чинили мостовую. Вы споткнулись о камень, поскользнулись, слегка насупились, пробормотали что-то, еще раз оглянулись на груду булыжника и молча зашагали дальше. Я не то чтобы следил за вами: просто наблюдательность стала за последнее время моей второй натурой.

Вы упорно не поднимали глаз и только косились на выбоины и трещины в панели (из чего я заключил, что вы все еще думаете о булыжнике), пока мы не поравнялись с переулком, который носит имя Ламартина и вымощен на новый лад - плотно пригнанными плитками, уложенными в шахматном порядке. Вы заметно повеселели, и по движению ваших губ я угадал слово "стереотомия" - термин, которым для пущей важности окрестили такое мощение. Я понимал, что слово "стереотомия" должно навести вас на мысль об атомах и, кстати, об учении Эпикура; а поскольку это было темой нашего недавнего разговора - я еще доказывал вам, как разительно смутные догадки благородного грека подтверждаются выводами современной космогонии по части небесных туманностей, в чем никто еще не отдал ему должного, - то я так и ждал, что вы устремите глаза на огромную туманность в созвездии Ориона. И вы действительно посмотрели вверх, чем показали, что я безошибочно иду по вашему следу. Кстати, в злобном выпаде против Шантильи во вчерашнем "Musee" некий зоил, весьма недостойно пройдясь насчет того, что сапожник, взобравшийся на котурны, постарался изменить самое имя свое, процитировал строчку латинского автора, к которой мы не раз обращались в наших беседах. Я разумею стих:

Perdidit antiquum litera prima sonum
[Утратила былое звучание первая буква (лат.).]

Я как-то пояснил вам, что здесь разумеется Орион - когда-то он писался Урион, - мы с вами еще пошутили на этот счет, так что случай, можно сказать, памятный. Я понимал, что Орион наведет вас на мысль о Шантильи, и улыбка ваша это мне подтвердила. Вы вздохнули о бедной жертве, отданной на заклание. Все время вы шагали сутулясь, а тут выпрямились во весь рост, и я решил, что вы подумали о тщедушном сапожнике. Тогда-то я и прервал ваши размышления, заметив, что он в самом деле не вышел ростом, наш Шантильи, и лучше бы ему попытать счастья в театре "Варьете".



Что больше всего завораживает в этом и подобных ему рассуждениях сыщиков из классических детективов? Они никогда не ошибаются! Мысли рассказчика могли пойти по огромному множеству путей, в конце концов, ему могло что-то уколоть в задницу, о которой бы он все оставшеееся время и думал, но Дюпен абсолютно точно и всегда верно угадывает ход мысли друга.

Особенность эта лежит в природе классического детектива, вышедшего из сказки (интересующихся связью детектива и сказки, отсылаю к книге Даниэля Клугера [info]dkluger «Баскервильская мистерия»). Реальному же человеку свойственно ошибаться и заблуждаться. Все те, кто играли когда-нибудь в «ЧГК», знают, что процесс этот заключается в набросе версий с последующим отбором наилучшей. И что набрасывать всегда правильные версии невозможно. Версия может казаться правильной, причем она может казаться правильной так сильно, что отстаивание ее иногда переходит в крик, но окажется ли она правильной на самом деле, никто из участников до последнего момента оглашения ответа ведущим не знает. Никто кроме Аси.

Сколько смотрю игры с ее участием (а повтор тем и хорош, что ответ уже известен), она еще никогда не дала неправильной версии или наводки. Она либо молчит, что с ней бывает редко, обычно в начале игры, либо не ошибается. Пусть спрашивают «что-то древнее под землей, что ждет огня». Идей куча. Ася говорит «уголь». Почему не «нефть» или что-то еще? Трудно сказать. Но правильный ответ – «уголь». Или требуется назвать «тень Аллаха на Земле». На двадцатой секунде Ася уверена, что речь обязательно идет о человеке. Почему, собственно? Естественно подумать и о шайтане каком (все таки наместник бога) или о географической единице: речке или горе... На сороковой секунде Ася уверена, что надо отвечать «султан» (не шах, не халиф, именно султан). Команда в результате отвечает «оазис» - действительно, тенисто и несет облегчение. А правильный ответ – «султан». Примеров еще много можно приводить, все они сводятся к следующей модели: если у команды версий нет, Асю «озаряет» на последних секундах; если версии есть, Ася дает наводки на правильный ответ, который в зависимости от ситуации продавливается с большей или меньшей силой. Инфернальная игра.

И вот еще что. Как ведет себя человек, которому выпало отвечать при счете 5:5? Он волнуется, даже если уверен в ответе. Очень многое на кону, а случиться может все. Ася же в такой ситуации совершенно спокойна (по крайней мере внешне), как будто после того, как ей доверили отвечать, ничего плохого произойти уже не может.

...В общем, не знаю, что и думать. Точнее, знаю, но думать об этом совсем не хочется. А за игру обидно...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

[info]tessey

July 21 2005, 09:45:11 UTC 6 years ago

... конец конца. давно не смотрел, как сам играть перестал и не буду уже никогда.

[info]davidov

July 21 2005, 09:46:11 UTC 6 years ago

Так это давно. Лет уже 10 как катится.

[info]dart_rabbit

July 21 2005, 18:58:42 UTC 6 years ago

Ну это Вы зря так. Скорее после смерти Ворошилова, а 10 лет всё же перебор.

[info]aksik

July 21 2005, 10:13:18 UTC 6 years ago

:(

да, согласна с предыдущим комментом. давненько уже "конец"

[info]petru_her

July 21 2005, 10:35:26 UTC 6 years ago

:-)

А я вчера, смотря этот повтор, просто влюбился в Асю. Прямо при жене...

[info]realcorwin

July 21 2005, 10:41:08 UTC 6 years ago

Re: :-)

Настоящий "благоверный" супруг :).

[info]wwwolk

July 21 2005, 10:53:26 UTC 6 years ago

Ну конец то бог с ним с концом. хотя обидно конечно хорошая была игра. Меня удивляет другое, почему на нашем ТВ не придумываю свои шоу? Ведь лямзят все подряд с запада и еще черт знает откуда, но нет ничего своего! Или так проще? Вот какие истинно наши развлекательные программы? КВН, ЧГК и...? и все? при чем и КВН и ЧГК практически загнулись, от прежних передач осталось только название. Хотя если подумать рейтинги были неплохие и утой и у другой передачи. так почемуж не придумать нечто свое? или пропали у нас на ТВ светлые головы?

[info]ex_soundwell971

July 21 2005, 12:25:03 UTC 6 years ago

Если уж на то пошло - а что вообще хорошего придумали в нашей стране за последние годы? Такого - чтобы действительно СВОЕ, а не слямзенное-срисованное!

[info]wwwolk

6 years ago

Anonymous

5 years ago

[info]f_l_m

6 years ago

[info]abw11

6 years ago

[info]f_l_m

6 years ago

[info]f_l_m

6 years ago

[info]_alien_

6 years ago

[info]burrru

July 21 2005, 12:23:19 UTC 6 years ago

Естественно, у этой рыбы голова сгнила уже давно. Неприятно, что это же гниение особы, приближенные к телекамере, привносят и в обычные игры...

Anonymous

July 21 2005, 14:45:56 UTC 6 years ago

- Что отвечаем?
- Подсолнечник?
- Почему подсолнечник?!
- А других растений не знаем!
- А предмет тогда какой?
- Ну хоть зонтик...
Оказался зонтик :)

Za ostal'noe ne skazhu, no ETO-TO sovershenno ochevidno!
Vstavlyayu to, chto ne bylo proizneseno vsluh za ochevidnost'yu:
Sprosili rastenie semejstva slozhnocvetnyh. Ya takoe znayu tol'ko odno - podsolnuh. Peredacha - dlya peopla. People vryad li znaet bol'she etogo odnogo - znachit, ono i est'. "Podsolnechnik" - "parasol'ka" - "zontik".

Preslovutyi gorshok tozhe ocheviden, znaya Chehova ("Zhozefina Palna merznet"). I voobsche Asya ponachalu demonstrirovala ochen' simpatichnuyu igru na voprosah urovnya shkol'noy ligi (a ostal'nye priyatno ee ottenyali). Vot, mozhet, ona i vyrosla tak postepenno...

[info]kuth

6 years ago

Anonymous

6 years ago

[info]yulya

July 21 2005, 12:29:34 UTC 6 years ago

Автору поста по поводу основного наблюдения:
Да, это стало заметно с какого-то момента, вы правы.

[info]new_wonder

July 21 2005, 12:39:37 UTC 6 years ago

Мне как законченной идеалистке очень и очень хочется верить, что Ася действительно интуичит...
В конце концов, сколько раз сама писала ответ от балды, который за столом даже не предполагался, а он оказывался правильным... Все бывает.
А игру, да, жалко -(

[info]a_quantum

July 21 2005, 16:38:37 UTC 6 years ago

Наверное, бывали и разы, когда писали вроде бы логичную версию, а она оказывалась неправильной? Интуиция подводит только тех, у кого она есть. (с) Теория вероятностей не может работать только в одну сторону, любой нормальный игрок не может рождать только правильные версии.

[info]e_rubik

6 years ago

[info]a_quantum

6 years ago

[info]e_rubik

6 years ago

[info]a_quantum

6 years ago

[info]e_rubik

6 years ago

[info]tarbozaurus

July 21 2005, 15:12:53 UTC 6 years ago

Теория заговора

Все-таки, когда говорят "да как девочка берет вопросы, которые и Друзь с Поташевым не возьмут", мне смешно. Команда МТС получает на стол вопросы чуть посложнее, чем команда Барщевского. Сплошь и рядом игрок из тусовки, сидя перед экраном, выигрывает у зрителей раньше, чем это делают Бычуткин и Ко. А вот посадили команду Блинова на вопросы гораздо более сложные - и результат 6:1!

Опять же, если все тут такие умные, сразу просекли, что Ася веников не вяжет, почему это не сообразила команда? Тоже могли бы выигрывать, ну не 6:1, но хотя бы 6:3... Значит, все-таки слив не индивидуальный, а командный? Одному игроку дали все правильные ответы, а команде сказали, чтобы выбирала их через раз? Плохо верится.

[info]a_quantum

6 years ago

[info]realcorwin

6 years ago

[info]a_quantum

6 years ago

[info]realcorwin

6 years ago

[info]ivonn

July 21 2005, 21:19:21 UTC 6 years ago

"Похоже на начало конца. Той же дорогой проходили многие подобные передачи: от серьезной игры к все чаще приглашаемым на съемки звездам эстрады и светской жизни через сплошные песни и пляски к падению рейтинга и закрытию программы."
Это можно сказать про все наше телефидение. Вам повезло, что вы, не живя в России, не следите за тем, как оно потихоньку угасает, вернее разгорается фальшивым блеском, заставляя зрителей забывать о том, что на свете существуют настоящие брильянты, и он их раньше даже видел. :(

[info]sumochka

July 22 2005, 06:48:29 UTC 6 years ago

Позвольте и мне вставить пару слов в дискуссию...
Сидя дома, я действительно выдавала те же ответы (про уголь, султана и пр.), что и Шавинская. Не знаю почему, не могу объяснить - наверное, все та же пресловутая интуиция..
А сливают ей вопросы или нет - наверное, все-таки дело совести тех, кто за это отвечает...
Когда нам за реальную жизнь выдают игру актеров - "пипл хавает" :( жаль, конечно, но... Если рассчет верен и рядовому зрителю приятно, что начальник цеха сотоварищи выигрывают у маститых знатоков - ну... судить сложно, да и не хочется...:(

[info]chebu_pashka

July 22 2005, 10:19:02 UTC 6 years ago

Дима, а можешь игры с Шавинской на сидюк скинуть и в Хоббах привезти? Я уже заинтригован: слив вопросов был, игру "немагистров" видел, а чтоб одновременно... Хотелоь бы посмотреть, так ли все плохо.

[info]realcorwin

July 22 2005, 10:26:21 UTC 6 years ago

Эх, не записал я это дело. Если будут еще раз повторять - сделаю.

[info]rioman

6 years ago

[info]ijona_tihaja

July 23 2005, 03:47:33 UTC 6 years ago

А мне мама Шавинскую в пример ставит!

[info]realcorwin

July 23 2005, 06:29:31 UTC 6 years ago

Дайте ей это почитать. Со всеми ссылками.

:)

[info]raganele

September 26 2005, 12:14:39 UTC 6 years ago

у Вас много интересных заметок, читаю с удовольствием, спасибо!

[info]realcorwin

September 26 2005, 16:48:45 UTC 6 years ago

Вам спасибо, читайте на здоровье!

[info]dr_trollin

May 20 2006, 04:40:31 UTC 6 years ago

RE: Ася

хм...
-коллектор рассеянной информации или вероятносте-нарушатель?
хм...
сдать Княжне в качестве классического примера Драконы?

[info]morteleth

November 6 2006, 17:09:07 UTC 5 years ago

Whoo ahh! А мужики-то и не знают

Что за фасовщик? Что за любительская команда? Команды Бычуткина - лубители? Бычуткин - фасовщик? Круто. В первый раз об этом слышу, хотя ЧГК иногда посматриваю и команду видел, даже видел, как они чемпионами становились. Это к вопросу о продвижении "команды из народа" и т.д. Нет, может, когда они только появились, и был смысел их тянуть (может, я и слышал что-то про их любительский статус, да просто забыл за принципиальной ненадобностью, не знаю. хотя вообще память меня не подводила.), но сейчас... Не знаю. Ибо не моргу оценить потенциальную аудиторию (т.е. сколько народ это дело вообще смотрит и кому до их любительства вообще есть дело.)

Капитана смутно помню - видел пару раз по ТВ, слышал фамилию, лица и/или имени не вспомню. Асю, естественно, помню - единственную из той команды, кстати. По мне так она производит впечатление вменяемого человека, который просто "берет свое". Ни разу не видел, чтобы она взяла неберущийся, с моей т. зр., вопрос (а ля "в черном ящике лежит треугольник, вписанный в круг посередине прямоугольника. Ну и что это за нах такой?" - ответ кнопка на листе бумаги) или просто вопрос повышенной замудренности (всяческая софофилия, искусство повышенной степени абстрактности и прочая жизнь на Марсе).
И, кстати, по большей части я выдвигал те же версии, что отвечала Ася (когда она вообще отвечала - я на обсуждении звук вырубаю, чтобы думать не мешал, и включаю только на ответ), даже теми же словами. Этакий "голос здравого смысла" (я либо сразу знаю, либо приблизительно прикидываю здравым смыслом, но ничего всерьёз не "раскручиваю" - не моё это). Правда, вот процент попадания у нее оценить, ясное дело, не смогу - звука-то нет, и что она там выдвигала и сколько, и всегда ли правильно, я просто не в курсе. Скажу лишь (сугубо за себя), что я не вспомню, когда я ошибался, будучи уверенным в ответе (другое дело, что я отвечаю ВСЕГДА, уверен ли, нет ли - ну и что, что не уверен - не сдаваться же. Поэтому итоговый % попадания средний.)
Что до видимого спокойствия при ответе или манеры думать, то это весьма индивидуальные вещи. Я вот лично таких людей знаю, что сам с них каждый раз удивляюсь. Всякие бывают. Аналоги тут не работают.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…