Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Что такое жизнь - 2

Итак, живые молекулы – гены – всего лишь молекулы, которые подчиняются тем же самым законам физики и химии, что и неживые. Они не содержат особого вещества и не имеют особых физических свойств. Они просто оказываются репликаторами в определенных средах.

Физическое влияние жизни кажется пренебрежимо малым. За пределами Земли мы видим активную вселенную, переполненную разнообразными мощными, но абсолютно неживыми процессами. Представим себе, что огромная солнечная вспышка окружила Землю. Наша биосфера мгновенно станет стерильной, а на Солнце эта катастрофа произведет эффект капли дождя, падающей на извергающийся вулкан.

В общем, по всему получается – жизнь неважна. Мнение это общепринято, и биология, в свете его, имеет тот же статус, что и география. Знать план Оксфорда важно для тех, кто в нем живет, но безразлично для тех, кто никогда туда не поедет.

Удивительно, но это внешнее проявление вводит в заблуждение. Чтобы понять свою ошибку, рассмотрим для начала гены повнимательнее. Мы знаем, что они осуществляют очень точное интерактивное управление реакциями сложной среды (организма) на все, что только может с ней произойти. И это управление направлено на то, чтобы вызвать определенное ответное воздействие среды на гены (а именно, реплицировать их) так, чтобы суммарное воздействие на них было настолько независимым от происходящего вовне, насколько это возможно.

Иначе говоря, гены содержат знание о своих нишах. (Точностью этого знания является степень адаптации генов к своей нише. Следуя теории Дарвина, гены вымирают, если степень их адаптации ниже, чем у конкурирующих с ними генов.) Все, что имеет фундаментальную важность относительно явления жизни, зависит от этого свойства, а не от репликации как таковой. В принципе, можно представить вид, гены которого обладают всеми свойствами реальных генов кроме репликации. Маловероятно, что такой вид будет развиваться естественно, но его можно будет создать искусственно. Степенью адаптации такого вида можно считать его вклад в собственное выживание в конкретной форме.

Алмаз случайной формы может выживать в течение многих эр, в широком диапазоне условий, но его форма не адаптирована к выживанию, потому что алмаз другой формы тоже выживет в похожих условиях. Люди добывают необработанные алмазы и меняют их форму, создавая драгоценные камни. Драгоценные камни, в свою очередь, степенью адаптации для выживания в среде современной Земли обладают: люди ищут драгоценные камни и сохраняют их форму. Так что форма камня делает причинный вклад в свое собственное выживание.

Достаточно крупная перемена в среде обитания может стереть вид нерепликантных генов с лица Земли, но то же может случиться и с видами, возникающими естественным путем. Общим фактором между обоими видами генов является выживание знания, а не обязательно гена или любого другого физического объекта. Поэтому, строго говоря, к нише адаптируется или не адаптируется какая-то часть знания, а не физический объект. Если адаптация происходит, то у этого знания появляется свойство: однажды реализовавшись в этой нише, знание будет стремиться оставаться там. В случае с репликатором физический материал, его реализующий, непрерывно изменяется: новая копия собирается из нерепликантных составляющих при каждой репликации. Нерепликантное знание также может может успешно реализовываться в различных физических формах, как, например, когда запись классического звука переводится с виниловой пластинки на магнитную ленту, а потом на компакт диск. Может быть, когда-нибудь подобным путем переноса знания, содержащегося в генах, на самую надежную из доступных сред пойдут наши потомки в своих поисках «бессмертия».

Итак, жизнь состоит в физической реализации знания. Очевидно, что знание важно для человека, чья экологическая ниша зависит от создания и применения знания, как для коалы, чья экологическая ниша зависит от эвкалиптовых листьев, важен эвкалипт. Но является ли знание явлением фундаментальным? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим астрофизические следствия знания.

Мы достаточно хорошо представляем себе будущее Солнца: уверенно скажем, как долго оно еще будет светить, что суждено ему стать гигантской красной звездой, пульсировать, вспыхнуть, разрушиться и остыть. Но произойдет ли это все на самом деле?

Если Солнце станет красным гигантом, оно поглотит и разрушит Землю. Но если к тому времени на Земле все еще будут жить наши потомки, наверняка они захотят предотвратить подобное развитие событий. Может быть, они захотят спастись, покинув Солнечную систему, или придумают для Земли защитную оболочку, может, научатся управлять Солнцем, чтобы более эффективно использовать его энергию, а может, вымрут, так ничего со светилом и не сделав. Как бы то ни было, невозможно предсказать будущее Солнца, не принимая во внимание будущее Земли и, в частности, будущее знания.

Традиционное доказательство неважности жизни придает слишком большое значение объемным величинам, например, размеру, массе и энергии. Хотя сама биосфера предоставляет изобилие примеров, противоречащих общей применимости таких мер важности. В третьем столетии до Рождества Христова, например, масса человеческой расы составляла около десяти миллионов тонн. Тогда же была построена Великая Китайская Стена, масса которой примерно равна тремстам миллионам тонн. Человечество в целом (или, если пожелаете, его запас мимов) возможно уже обладает достаточным знанием, чтобы разрушить целые планеты, если бы от этого зависело его выживание. Даже неразумная жизнь уже много раз значительно трансформировала свою собственную массу поверхности и атмосферы Земли. Весь кислород в нашей атмосфере, например, – около тысячи триллионов тонн – был создан растениями и, следовательно, был побочным следствием репликации генов, т.е. молекул, потомков единственной молекулы. Жизнь оказывает влияние не потому, что она более крупная, массивная или энергетическая, чем другие физические процессы, а потому что она обладает большим знанием. По огромном влиянию, которое знание оказывает на результаты физических процессов, оно, по крайней мере, так же важно, как и любая другая физическая величина.

Но существует ли физическое различие между объектами, несущими знание, и объектами, не несущими знание, различие, котороое не зависит ни от среды, окружающей объекты, ни от их влияния на отдаленное будущее, а зависит только от непосредственных физических качеств этих объектов, как то предполагали древние. Удивительно, но существует. Об этом в следующей, заключительной части.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments