Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Скордатура и 16 сонат-мистерий

"О, какая приятная вещь эта перспектива!", говорил Паоло Уччелло своей жене, когда та звала его спать. "О, какая приятная вещь эта скордатура", скажем мы, побывав на концерте, где исполнялись 16 сонат-мистерий австрийского композитора Генриха Игнаца Франца фон Бибера.

Да, были композиторы и до Баха, и Бибер бы одним из них. Кроме того он был скрипачом-виртуозом, что и продемонстрировал в своих сонатах.

Вернёмся к скордатуре. Скордатурой называется перестройка инструмента, в нашем случае - скрипки, и затрагивает она одну или несколько струн. В результате обычная настройка по квинтам сдвигается, и скрипка звучит иначе. Перетягивать струны на бесконечные музыкальные расстояния нельзя, поэтому техника, популярная в 17-м веке, в начале века 18-го практически сошла на нет. Но использовалась и позже. Например, у Стравинского в "Жар-птице".

Итак, Бибер написал 16 сонат. Нормально (строй соль-ре-ля-ми) настроены струны там только в первой и последней. В каждой сонате происходит перенастройка. Скрипач на вчерашнем концерте использовал три скрипки для удобства. В 11-й сонате ("Воскресение") струны символичным образом перекрещиваются:



Вот как выглядит настройка скрипки для всех 16 сонат:



А на этом видео объясняется, как всё это выглядит (и звучит) на практике:



Любители могут найти все сонаты на Ютубе. Исполняют их десятки первоклассных музыкантов, и все по-разному. Вот так, к примеру, интерпретирует 4-ю сонату ("Сретение") Эдуард Мелькус:



Приятного прослушивания!
Tags: искусство, история, умная музыка, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments