Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Краткая история созерцания - 4

Краткая история созерцания - 1
Краткая история созерцания - 2
Краткая история созерцания - 3

Слово "индустрия" происходит от латинского industria, означающего "прилежание". Английское industry и сейчас означает "прилежание", "усердие". Английская Industrial School – исправительный дом. Индустриализация означала не только машинизацию мира, но и дисциплинирование человека. Она установила правила, призванные оптимизировать поведение человека применительно к работе. Показательно, что трактат немецкого лютеранского теолога Филиппа Петера Гудена 1768 года носит название "Полиция индустрии, или Рассмотрение средств побуждения населения к прилежанию".

Индустриализация приблизила человеческое время к такту машин, а человеческую жизнь – машинному рабочему процессу. Жизнь, подчинённая работе, - vita activa, полностью отрезанная от vita contemplativa. Человек, лишённый способность к созерцанию, - animal laborans, трудящееся животное. Его жизнь знает лишь перерывы между работой, во время которых человек отдыхает, чтобы снова в полную силу приняться за работу. А всевозможные практики "выключения" и "расслабления" являются частью всё того же рабочего процесса и призваны восстановить способность к выполнению работы.

Общество потребления не принесло с собой освобождения от императива работы. Работа из жизненной необходимости стала целью сама по себе. Вне работы есть только время, которое "надо убить". "Лишнее время", обусловленное повышением производительности, заполняется событиями и переживаниями, краткими и мимолётными. Ничто не связывает время надолго, и кажется, что время проходит очень быстро, и всё ускоряется.

Потребление и длительность противоречат друг другу. Товары потребления не длятся, им присуще разрушение. Цикл появления и разрушения вещей становится всё короче. Капиталистический императив роста ведёт к тому, что вещи всё быстрее производятся и потребляются. Давление на потребителя имманентно системе производства. Экономический рост зависит от быстрого поедания и потребления вещей. Заточенная под постоянный рост экономика развалилась бы в момент, если бы люди начали беречь вещи, спасать их от разрушения, помогать им продлиться.

На предметах потребления нельзя сосредоточиться, задержаться мыслью, они должны как можно быстрее уступить место новым предметам и желаниям. Не спасают и новомодные "техники замедления": применительно к потреблению разница между "slow food" и "fast food" не принципиальна – и там, и там вещи пожираются, скорость не меняет суть. Длинное, медленное, долгое исчезает из жизни. Формы vita contemplativa, такие как промедление, спокойствие, невозмутимость, робость, ожидание или сдержанность. Все они основаны на опыте длительности. У времени работы, у времени как работы нет длительности. Работа потребляет время, производя. Vita contemplativa – практика длительности. Она творит другое время, прерывая время работы.
Tags: история, общество, философия, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments