Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Краткая история созерцания - 2

Краткая история созерцания - 1

Итак, созерцание – не есть безделье. И не практика расслабления. Это способность, которую нужно воспитывать. На созерцании основано мышление. Так Кант различает проницательность (acumen), особую чувствительность духа, и ту работу разума, что расположена на уровне потребностей. Первое – "вид роскоши в голове". Дух не исчерпывается работой. Он подобен природе, что "занята игрой в своих цветках и делами – в своих плодах". Познание же является полезным плодом непринуждённо играющего разума. Одной нужды и работы тут недостаточно.

В Средние века vita contemplativa имела явный приоритет перед vita activa. "Vita contemplativa simpliciter melior est quam activa" – "Созерцательная жизнь просто лучше, чем активная", писал Фома Аквинский. И даже известное указание ora et labora – работай и молись – не означает увеличения ценности работы по сравнению с созерцанием. Да и вся работа в те века проникнута созерцанием, из него же приобретая смысл. День начинается с молитв, и ими же и заканчивается. Они ритмизируют время. Праздники и выходные – не только свободные от работы дни, им придаётся особое значение. Средневековый календарь не просто считает дни, он рассказывает историю, в которой праздники и выходные служат повествовательными остановками. Они как острова постоянства в течении времени разбивают время на отрезки. Рассказ времени бьётся на части, а бег времени приобретает смысл. Время надежды, время радости и время расставания постоянно переходят друг в друга.

В позднем Средневековье отношение к работе начинает меняться. Томас Мор в своей "Утопии" рисует мир, в котором все работают. Его социально-революционный проект общества предполагает справедливое распределение работы. Каждый должен работать по 6 часов в день. Ну свободное время "утописты" посвящают созерцанию. И снова ценность работы не преувеличивается.

Лишь в ходе Реформации работа становится нечто большим, чем необходимостью по удовлетворению жизненных потребностей. Работа попадает в религиозную смысловую связь, которая её легитимирует и возвышает.

Продолжение следует.
Tags: история, общество, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments