Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Двойной удар Леонардо


Мона Лиза дель Джокондо


Почти 9 миллионов человек каждый год посещают Лувр, и почти каждый из них задерживается в среднем на 15 секунд перед небольшой, всего-то 77 на 53 сантиметра, картиной с улыбающейся женщиной. "La Joconde" – так картина называется в Лувре. Есть и другое название – "Мона Лиза". Вот только действительно ли на картине изображена Мадонна (Мона) Лиза дель Джокондо?..

В конце сентября в Женеве прошла презентация другой картины, последние 40 лет пролежавшей в швейцарском банковском сейфе. Представлял картину, к слову, Анатолий Карпов. На пару сантиметров больше, чем картина в Лувре, с двумя классическими колоннами, нарисованными по бокам, неоконченная, изображающая девушку, которая улыбается более открыто, чем женщина с картины в Лувре, хотя и очень на неё похожа.

Презентация происходила в отеле "Beau-Rivage", где когда-то умерла императрица Сисси, леди Ди своей эпохи. "Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю". Впрочем, это уже совсем другая история о другой женщине, которую, однако, тоже звали Лизой.

В 1914 году коллекционер из лондонского района Isleworth Хью Блейкер купил представленную на днях в Женеве картину у английской дворянской семьи. В 1936 году картину в наследстве Блейкера обнаружил инженер и любитель искусства Генри Ф. Пулитцер. В 1962 году он наконец смог её приобрести. Пулитцер написал в своих заметках: "Я убеждён, что моя Дама нарисована Леонардо и его мастерской. И что именно она – а не ошибочно называемая этим именем картина в Лувре – настоящая Мона Лиза".

Перфекционист Леонардо, который даже свои письма создавал в двух экземплярах, вероятно, и к работе над "Моной Лизой" подходил дважды. И действительно, историк искусства Джованни Паоло Ломаццо, перечисляя в 1584 году произведения Леонардо, упомянул портреты Джоконды и Моны Лизы, два разных портрета. Одну версию, начатую вероятно в 1501 или в 1502 году, через несколько месяцев после смерти первой лизиной дочери, и так и не законченную, несмотря на 4 года работы, Леонардо в 1505 году передал флорентийскому патрицию Франческо дель Джокондо, женившемуся в 1496 году на 16-летней тогда воспитаннице монастыря. Это подтверждают заметки Джорджио Вазари, набросок Рафаэля, восхитившегося картиной в ателье Леонардо, а также недавно найденная в библиотеке Гейдельберга запись помощника Макиавелли Агостино Веспуччи октября 1503 года. Именно эту картину сейчас выставили в Женеве. Эскиз Рафаэля содержит и две колонны, обрамляющие Мону Лизу.

Луврская картина, которую Франциск I после смерти Леонардо купил у его ассистента Джана Джакомо ("Салаи") Капротти, – это вторая версия Моны Лизы. По мнению умершего в 1941 году профессора Адольфо Вентури на картине изображена Констанца д‘Авалос, любовница Джулиано Медичи, спонсора Леонардо. На 19 лет старше Моны Лизы, она была известна своей красотой и весёлым (по-итальянски: gioconda) нравом. Леонардо рисовал её по заказу Джулиано в идеализированной манере, и можно предположить, что он добавил приукрашенные черты лица Констанцы незаконченному образу Моны Лизы, нарисованному на находящейся в ателье доске из тополя. Портрет Констанцы так никогда и не попал к Джулиано, поэтому Леонардо забрал его в 1517 году с собой в Париж, где да Винчи два года спустя в возрасте 67 лет и умер.

Портрет Констанцы украшал некоторое время спальню Наполеона, а с 1804 года блистает в Лувре. Портрет Моны Лизы из Айсльворта попал после смерти подруги и наследницы Пулитцера в банковские сейфы. Современным владельцем является консорциум. Не все специалисты считают картину подлинной. Кому-то не нравятся волосы, кому-то одежда, кому-то ландшафт. Или тот факт, что картина нарисована на холсте, что Леонардо делал не так часто.

Специалисты, представлявшие полотно в Женеве, попытались окончательно закрыть этот вопрос в пользу подлинности картины, но в наше время трудно что-либо кому-либо доказать. Впрочем, Пулитцер всё это предвидел. Свою книгу 1966 года он закончил такими словами: "Возможно, меня уже не будет на земле, когда будет вынесен окончательный вердикт. Это несущественно. Ты не владеешь картиной, ты всего лишь заботишься о ней короткое время в жизни. Великое произведение искусства будет вечно дарить всем тем, кто придёт после нас, радость и счастье".
Tags: загадки, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments