Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Про блеск и нищету, или Сила и слабость общественного мнения в западном мире

Когда-то западно-европейская цивилизация приняла за основу, что человек неизменяемо мелок, жалок, слаб, порочен и прочая, и разработала концепцию "движка", который призван был поставить человеческую низость на службу развития общества. Движок, надо признать, показал в определённом смысле весьма приличные результаты, а времени и сил на его доводку было потрачено столько, что конструкция оказалась весьма вычурной и настолько "внешне приличной", что стала поражать неспособных заглянуть в глубину туристов, привыкших наблюдать гораздо большую прямолинейность общественной жизни у себя на родине. Если напрямую заставлять человека что-то делать нежелательно (это крушит внутреннюю стабильность и, опять же, туристов напрягает), то нужно заставить человека хотеть делать то же самое самому. Закономерно, что одной из издержек подобного пути развития стала необходимость массового манипулирования общественного мнения, которое в свою очередь стало достигаться методами соответствующего "воспитания" и социализации каждого конкретного индивидуума, а также контроля над средствами массовой информации - стало очень важным, чтобы ничто лишнее не взволновало собственное население.

Прекрасную иллюстрацию подобной политики государства по отношению к своим гражданам привела на днях Маргарита Симоньян в статье на страницах "Коммерсанта":

"...тут я вспомнила одну из самых невероятных американских историй в моей жизни. Когда-то я училась в Америке. И там у меня была учительница. Стефани. Она была любопытная и образованная, к примеру, знала, где находится Рим. И вот лет десять назад я приехала их навестить. "Ну что, — спросила меня Стефани, — русские все еще любят Америку так, как вы любили ее, когда ты к нам сюда приезжала?" "Нет, говорю, не любят. Вы больше не образец свободы. Мы разочаровались". "А что случилось? — спросила Стефани. — Когда все так изменилось?" "Да вот, когда вы бомбили Белград". "Мы не бомбили Белград", — возразила Стефани. — Ты что-то путаешь". "Ну, как же, в 99-м расфигачили Белград, ты что!" "Да ну, ты путаешь! Первый раз об этом слышу! Зачем бы мы стали бомбить Белград?"

Благо, был уже Google. Я отправила учительницу в гостиную к интернету. Она вернулась через полчаса. Бледная, как маршмэллоу. "Мы бомбили Белград. Зачем-то, — сказала она. — Но главное, я не понимаю, как я могла этого не знать".

Мои [американские] коллеги за ужином легко поверили в эту историю. Не потому, что они привыкли мне верить, как Кашин Навальному – с большинством мы были едва знакомы. А потому что ну что же в этом такого небывалого. Ну, не знала школьная учительница, что ее страна где-то за тридевять земель бомбит чужие спящие города. А зачем ей это, в самом деле, знать? Тем более – перед выборами." (http://www.kommersant.ru/doc/2040182)
Tags: Америка, Европа, Россия, история, общество, политика, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments