Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Евровидение-2010: Унесенные ветром

В "Свободном мире" вышел мой обзор прошедшей в Осло недели Евровидения:

Liberty.ru
Евровидение-2010. Унесенные ветром

Дмитрий Коган: Десятилетиями Германия искала причины своих провалов на Балканах, в восточной Европе, даже в Скандинавии, но только не в себе. Стоило, однако, вверить решение вопроса в руки знающих свое дело людей, найти подходящего исполнителя, снабдить его достойным материалом и грамотно пропиарить - и сразу страны, граничащие с Германией, вспомнили, что у них есть такой сосед. Немецкий комментатор от неожиданной соседской любви чуть ли не впал в полуобморочное состояние. Вживую немецкая Лена не впечатлила. Она заметно волновалась и косолапила на сцене. Отсутствие музыкального образования успехам в музыкальных конкурсах не способствует. Так же, как и участие в эротических съемках. Но даже это немецкой победе не помешало. А живости, непосредственности и обаяния у немецкой участницы не отнять. читать далее


Мои постоянные читатели могут сразу переходить к "финальной" части. Для остальных начнём сначала.

На свете не так много фестивалей одновременно политики, искусства и спорта. Таковыми, к примеру, являются мирового значения соревнования по фигурному катанию, ну и, конечно же, ежегодные конкурсы Евровидения. В своём обзоре прошедшей конкурсной недели я постараюсь плавно переходить от политики к искусству, от искусства к спорту и так далее. Начать придётся с политики.

Только самые наивные товарищи могут думать, что, реанимируя голосование жюри, отменённое в своё время за коррупцию и предвзятость, функционеры EBU преследовали цель превратить "Евровидение" из конкурса стран в конкурс песни. Променять единственное и неповторимое соревнование стран на тысячный по счёту музыкальный конкурс — решение само по себе не самое мудрое. Фокус, однако, в том, что конкурс государств только тогда хорош в глазах ответственного за него аппарата, когда в нём побеждают "правильные" страны. Если же побеждают "неправильные" — это интересно, но в гораздо меньшей степени. А уж когда побеждает "самая неправильная" — просто катастрофа. Займи Россия в 2008-м году любое место кроме первого, никакого жюри ни в прошлом году, ни в этом не было бы даже в проекте.

Так же, как в 2010-м немецкая Лена, а в 2009-м норвежский Рыбак, российский Билан был в 2008-м фаворитом всех букмекерских контор и околоконкурсной тусовки. Комментарии иноязычных фанатов колебались тогда от "мне не нравится, но он победит" до "круто! он выиграет". Относительно победы Билана наблюдался полный консенсус, что, впрочем, не помешало британскому комментатору рвать на себе волосы и сбегать из эфира, не дожидаясь результатов победного для России голосования. Не помешало и кампании западных СМИ с обвинениями России, что та всех купила, а кого не купила — запугала и устрашила. Россия ведь очень страшная страна. Это все знают.

В общем, если победу группы "Тату" ещё удалось предотвратить точечным хирургическим вмешательством (в Англии и окрестностях в тот день "перегрелись" все телефоны, и "экстренно собранным экспертам" "пришлось" решать за зрителей), то по итогам победного для Билана шоу в Сербии необходимость ковровых бомбардировок (как символично) по российским амбициям показалась неизбежной.

Итак, жюри. Штука удобная во всех отношениях. Оценки свои жюри сдаёт не во время финала, а после второго генерального прогона. Записи с репетиции судьям рассылают на специальных DVD. Уж не знаю, как тут насчёт этики, зато организаторы получают более-менее точные результаты конкурса за день до собственно начала конкурса. Идеальное средство борьбы с коррупцией, лучше просто не придумаешь. А уж какие в связи с этим открываются драматургические возможности!

В прошлом году не меня одного удивила ситуация, когда жеребьевка выбрала в качестве страны, завершавшей процедуру голосования, страну-победительницу. Оказалось, однако, что место Норвегии в списке стран было 17-м, после Швейцарии и перед Болгарией. Что произошло? А какие-то технические проблемы. Ну, вроде тех, что у "Тату", помните? Деталей публике не сообщили.

Что же касается конкретных жюри, то принцип их работы наглядно продемонстрировала в прошлом году Украина: зрители отдали украинке Приходько 12 баллов, жюри — 0 баллов. Комментарии излишни.

Трудно сказать, когда на божий свет извлекут раздельные результаты голосования жюри и зрителей этого года. В прошлом году их пришлось ждать два месяца. Видимо, такая европейская оперативность случилась от большой европейской прозрачности (транспарентности то есть), которую России так часто предлагают взять за образец. Разброс мнений судей и телезрителей оказался большим и показательным. Жюри вытянуло на второе место исландскую участницу, сбросив с него Азербайджан. Третьего места лишилась турчанка, зато изо всех сил жюри подтянуло наверх Англию. Российские показатели прошлого года: 8-е место у зрителей и 17-е у жюри. Что-то похожее для России я ожидаю и в этом году. Но оставим пока спорт и политику и плавно перейдём к, так сказать, искусству.

Первый полуфинал: Антихудожественная самодеятельность

С первых же кадров стало понятно: на дворе кризис, а в головах норвежских организаторов — желание сэкономить на всём. Даже green room, невзирая на название, выполнили в чёрно-белых тонах. А ещё он похож на вокзал. Видимо, чтобы не засиживались. Накладок с официальными роликами российский зритель не заметил — российское ТВ пускало в этот момент свою рекламу. Думаю, ни одна зарубежная газета о накладках не вспомнит — дело житейское. Совсем другое дело, если б накладка случилась в России. Вот это был бы повод... Впрочем, обратимся к конкурсантам.

1. Молдавия. Основная масса исполнителей Евровидения делится на две категории: фрик-шоу и антихудожественная самодеятельность. Молдавская песня в стиле "Умба-Умба-УмбабА" явно относилась ко второй категории. Первая скрипка вечера в первом же номере — теорему Билана-Рыбака продолжили доказывать уже третий год подряд.

2. Россия. Несколько лет русские ошарашивали Европу своей самостью ("самые крутые", "самые дорогие", "самые навороченные" и т.п.), так что, увидав тихого Налича и его скромную группу, европейцы на контрасте выпали в осадок окончательно. Далёкие от музыки, но близкие к народу и понятной ему политике европейские издания сразу же записали коллектив Налича в "Loosers", большими буквами и на первом месте ("В этом году русских можно не бояться!!!"). Более близкие к музыке издания и комментаторы говорили и писали о "прекрасной песне", "иронии исполнителей", а также о том, что музыку свою Налич сотоварищи распространяют совершенно бесплатно. Нет, положительно дикие люди, эти русские...

3. Эстония. Когда, говорите, был выпускной?.. Будущие студенты сдали экзамены, выпили... и пошли петь на сцену, открыв своим номером "фрик-шоу 2010". Синти-поп 80-х. С ярко выраженным "голубым" отливом.

4. Словакия. Специально для этой песни местные словацкие академики вынесли вердикт: песня не плагиат — нельзя своровать из фольклора.

5. Финляндия. Караул, ограбили "Радио-Шансон"! И зачем-то перевели на финский. На сцену выбежали две козы, одна из них — с баяном. Спрашивается: зачем козе баян?.. Незачем, решили зрители с жюри и прокатили загадочный финский коллектив мимо финала.

6. Латвия. В поисках правильных нот совсем потерялась на сцене юная Аиша. Караоке в Осло. И какой осёл послал безголосую "певицу" на певческий конкурс?.. Ответ, впрочем, известен: "Папа Аиши силён в шоу-бизнесе".

7. Сербия. Андрогинное существо, ОНО. "Сала мало!", озабоченно бормотало ОНО на сцене. А может, это была поющая реклама зубных отбеливателей?.. Чёлка вечера.

8. Босния. Гром и молния! U2 переворачивается в... своих постелях. Кавер-бэнд со школьной вечеринки.

9. Польша. "Мухоморная" песня. Но это ж сколько надо съесть мухоморов... Понявших смысл песни и её содержание просят обратиться... к санитарам.

10. Бельгия. Уличный бельгийский музыкант заглянул на "ослиный" огонёк. Бросьте мальчику денежку в шляпу.

11. Мальта. Певица-цыплёнок с гусиной от страха кожей и лебедиными перьями. Лебединая песня Мальты была спета в полуфинале. Под конец выступления певица расдухарилась, а ей на помощь из-под сцены вылез человек-чайка. Песню это не спасло.

12. Албания. Американское — значит лучшее! — решили албанские отборщики и где-то выкопали копию Бритни Спирс без голоса Бритни Спирс. В любом случае: госпел-трио из Албании — это звучит гордо!

13. Греция. Греческий Опа ("дедушка" по-немецки) спел песню "ОПА". "Опа — пришла к нам *опа!", словно намекал греческий исполнитель на то, все сами знают что.

14. Португалия. Маленькая певица с большим голосом. Песня могла быть спета на Евровидении и 30 лет назад и за это время лучше явно не стала.

15. Македония. Куда же Евро без садомазо?— решил македонский конкурсант, целых три дня добиравшийся до Осло на собственном автомобиле.

16. Белоруссия. Коллектив 3+2. Трое — из президентского оркестра. А двое откуда взялись?.. Швед на рояле и "под фанеру". Полная коллекция рождественских украшений в мае. Белорусы все-таки пробились в финал. Назло норвежским подросткам, заржавшим белорусам всю их генеральную репетицию.

17. Исландия. Валькирия из бэк-вокала в красной плащ-палатке. Вот это пропорции! Кьяре и не снилось. Как сказали бы немцы, квадратиш-практиш-гут! По окончанию полуфинала по арене пошла гулять сплетня: именно исландка набрала больше всех баллов. Оказалось, брехня.

Полуфинал получился удивительно слабым даже по чудовищным меркам Евровидения. А в финал вышли:

Молдавия, Россия, Сербия, Албания, Греция, Португалия, Белоруссия, Босния, Исландия и Бельгия.


Второй полуфинал: Гори, Осло, гори


Евровидение и пиротехника... Казалось, эта история будет вечной. После второго полуфинала оказалось, что не казалось. Весь вечер на сцене в Осло что-то взрывалось, дымило, шипело и сверкало. Ни песням, ни исполнителям вся эта машинерия не помогала ничуть, но что поделаешь — традиция...

В четверг организаторам удалось, наконец, собрать под сводами окрышёванного местного стадиона 14 тысяч зрителей из предполагаемых 18. Во вторник зрителей в зале вообще набралось едва ли тысячи четыре. Не самые дорогие по меркам Осло, самого дорогого города мира, билеты не нашли достаточного количества покупателей. В России от зрителей залы ломились даже на репетициях артистов…

1. Литва. Кто-то ещё не знал, что такое "поющие трусы" с ударением на последнем слоге? В четверг мальчуковые "поющие трусы" помесью ска и фанка открыли конкурсную программу. "Трусы" пели и плясали, но в финал всё ж не попали.

2. Армения. Женщина, которая поёт. У Пугачёвой ударение ставилось на последнем слове, у "армянской" Евы-Валерии из Ростова-на-Дону — очевидно, на первом. Представление на сцене получилось недалёким, но можно считать его простодушным.

3. Израиль. Слегка приоткрытая безволосая грудь артиста заставила замирать сердца подавляющего большинства фанатской тусовки Евровидения, до сих пор вздрагивающей от воспоминаний о своём пребывании в Москве в разгар гей-гонений её колоритного мэра. Абсолютный рекорд по количеству лажи в одном номере за последние лет, наверное, десять. Певец навыл на выход в финал.

4. Дания. Мальчик и девочка исполнили смесь Police и ABBA. Мальчик пел мимо нот, а девочка — за себя и за того парня. В очередной раз сработало старая конкурсная примета: кто поставит ветродуй, тот всегда получит... хорошие оценки и пропуск в финал.

5. Швейцария. Нелепый костюм и дыхание 80-х. Балалайка в надежде на голоса русских, которые — вот незадача — в этом полуфинале не голосовали. DJ Bobo схудал, вытянулся и отрастил уши.

6. Швеция. После отправки на конкурс многочисленных жертв ботокса, пытавшихся выглядеть на 18, Швеция на этот раз послала в Осло 18-летнюю девчонку, выглядевшую, правда, на реальный возраст тех жертв ботокса, что были упомянуты выше. Девчонка красиво спела красивую песню красивым голосом Аланис Мориссетт. И в результате Швеция впервые за полустолетнюю историю конкурса не попала в финал. Что ж, у девочки 11-го июня выпускные школьные экзамены, и незачем её лишний раз напрягать.

7. Азербайджан. Шведский композитор, работавший с Мадонной, Селин Дион и Дженнифер Лопес. Итальянский дизайнер платья, в которое вшили LED-блёстки. Хореограф Бейонсе... Вот только на сцене не хватало самой Бейонсе или, на худой конец, Алсу, которую юная азербайджанская конкурсантка чем-то напоминала. Для настоящей R'n'B-песни не хватило грува. А платье, как оказалось, колется.

8. Украина. Лучший голос конкурса. Журналистские сравнения фигуры артистки с тростиночкой. Наиболее причудливый прикид и необычный образ. Вот только в песню привыкший к совсем иной музыке народ не въехал. "Где песня, Урри?", — вопрошал сконфуженный немецкий комментатор, принявший украинский номер за упражнение по импровизации, — "Где песня?.."

9. Голландия. Без содрогания голландский шлягер можно смотреть и слушать только под пиво и немецкие колбаски. Кстати, где они?..

10. Румыния. Два пианиста сыграли с огоньком. Чуть не спалили рояль.

11. Словения. Нет повести печальнее на свете: балканоэтника в хардроковом корсете.

12. Ирландия. Титаник reloaded. Последняя нота решающая — возьмёт её певица, не возьмёт... В полуфинале не взяла, в финале – получилось. Профи.

13. Болгария. Иногда они возвращаются. Евродэнс и технопоп выжили в Болгарии. "О-о-о...", орал певец и весь номер искал на сцене туалет.

14. Кипр. Британский гастарбайтер корячится за Кипр. Не песня, а санитарная пауза. С повторением в финале. Явная работа жюри: ни один зритель не стал бы тратить свои деньги, чтобы проголосовать за это выступление.

15. Хорватия. Хорватская "Виагра" перепела сербскую "Молитву", победившую несколькими годами ранее, с небольшими изменениями и пролетела мимо финала.

16. Грузия. Солистка московских мюзиклов закрыла хит-парад брюнеток, приятно выделившись качеством исполнения, не взирая на разнообразные вращения и кувырки во времени и пространстве.

17. Турция. Пародия на Muse финальным аккордом закрыла вечернее пиротехническое шоу.


Так, несмотря на козни руководства конкурса в финал пробились все постсоветские европейские государства за вычетом Прибалтики.


Финал: Deutschland über alles


Коротко об итогах, а также о тех, кто появился в финале без предварительного отбора.

Франция. Ограбление колоний продолжается: конголезец крутит задницей за Францию. Танец пригородов Парижа будет зажигать уже очень скоро на Чемпионате мира по футболу в ЮАР. А сейчас ещё не время.

Великобритания. Участника от Великобритании не хотело брать ни одно британское кастинг-шоу. В результате его решили послать на континент. Что ж, кому-то надо быть последним.

Испания. Нет, кажется, на испанском языке песни, в которой отсутствовало бы слово "корасон", "сердце". Меня уже несколько лет занимает этот феномен, и до сих пор у меня нет ему разгадки.

Зато испанский участник стал первым, спевшим в финале два раза. Организаторы, запомнившиеся единственной "инновацией" — показом участников из-за кулис, облажались и тут: на сцену к испанцам выбежал их фанат и, к слову, ничуть не испортил хореографию.

Норвегия. Меньше всего Норвегии, урезавшей первоначальный бюджет конкурса на 20% и дрожащей над каждой копейкой, улыбалось проводить финал Евровидения два года подряд. И надо сказать, норвежский кандидат с задачей обеспечить непобедный результат справился на все сто.

Возможность заработать лишнюю копеечку в Осло не упустило и руководство Евровидения. Голосовать зрителям разрешили с самого начала трансляции. Общественности жадность преподали под маркой восстановления справедливости: якобы, участников с первыми номерами телезрители успевают забыть. Говорили ещё, что голосовать с одного телефона можно будет максимум 20 раз. Проверял лично — правило не работает.

Германия. Десятилетиями Германия искала причины своих провалов на Балканах, в восточной Европе, даже в Скандинавии, но только не в себе. Стоило, однако, вверить решение вопроса в руки знающих своё дело людей, найти подходящего исполнителя, снабдить его достойным материалом и грамотно пропиарить — и сразу страны, граничащие с Германией, вспомнили, что у них есть такой сосед. Немецкий комментатор от неожиданной соседской любви чуть ли не впал в полуобморочное состояние.  Вживую немецкая Лена не впечатлила. Она заметно волновалась и косолапила на сцене. Отсутствие музыкального образования успехам в музыкальных конкурсах не способствует. Так же, как и участие в эротических съёмках. Но даже это немецкой победе не помешало. А живости, непосредственности и обаяния у немецкой участницы не отнять.

Год назад председателя российского жюри Филиппа Киркорова жёстко попросили покинуть свой пост. Причина: Киркоров лично встречался с участниками. Члены немецкого жюри прилетали в этом году в Осло и общались с конкурсантами. Проблемы в этом никто не углядел: они ведь там были во время второго полуфинала, когда Германия, включая жюри, не голосовала. А к финалу улетели. Такие вот "игры джентльменов".

Нельзя не упомянуть об огромной роли в победе Лены Майер-Ландрут её продюсера Штефана Рааба. Российскому и околороссийскому зрителю он не знаком, зато он хорошо знаком остальной Европе. Завоевать расположение или хотя бы внимание Штефана, одного из самых значительных воротил шоу-бизнеса континентальной Европы, попасть в его программы наверняка хотели бы многие из членов жюри разных стран. В этом всё-таки есть какая-то ирония судьбы: постоянно подозревать конкурентов в сговоре и нечестной игре, и выиграть на следующий год после введения жюри впервые за почти 30 лет.

Германии теперь предстоит ещё один приятный конкурс: выбор города проведения Евровидения-2011. Но где бы ни предстояло пройти конкурсу, немцы, уверен, проведут его хорошо.


Tags: Евровидение, Европа, забавное, искусство, политика, рецензии, спорт, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments