Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

По обе стороны яйца

Обвинения России в коррупции со стороны западной части человечества можно было бы сравнить с упрёками остроконечников тупоконечникам. Идёт ли лоббирование до принятия закона, или это закон сначала принимается, а уже затем, на этапе применения начинается лоббирование (фактическое улучшение, исправление) - яйца всё те же. "Лобби" - слово нерусское. (Другое нерусское слово - "мафия".) Полному схождению аналогии, однако, мешает убеждение большей части тупоконечников, в отличие от персонажей Свифта, что их собственный modus operandi отсталый, а у оппонентов, соответственно, передовой, прогрессивный. Впрочем, что одни, что другие, толком, как оно, по другую сторону яйца, не знают. Тем интереснее мнение успевших пожить на разных концах.
 
Попроси постсоветских эмигрантов назвать процессы общественной жизни, наиболее сильно мешавшие и не дававшие им жить на Родине, большинство обязательно припомнит явление всестороннего вышибания денег из населения: врачу - дай, сантехнику - дай, всем - дай. При этом у того же большинства идея о том, что врач или сантехник должен получать за свой труд и адекватно своему труду, возражений не встретит. Учитывая же тот факт, что в искусстве деньговышибания их новая Родина даст старой три круга форы, становится вообще не понятно.

От советского сантехника желаемого можно было добиться вполне дёшево и натуральным (в прямом и переносном смыслах этого слова) продуктом. Услуги западного сантехника, даже когда они расходятся с желаемым результатом, обойдутся гораздо дороже. За теми же, кто не заплатит, в конце концов придут люди в форме и начнут выносить вещи. Точно так же, как на старой Родине, на Родине новой практикуются подношения тем, в чьём расположении подноситель заинтересован. На новой Родине эмигранта производство подобных "презентов от фирмы" даже приобрело поистине промышленные масштабы. Точно так же, как на старой Родине, на Родине новой особое отношение к клиенту (или просто более высокий уровень сервиса) оплачивается отдельно, стоит дорого и никакими налогами не покрывается. Точно так же, как на старой Родине, на Родине новой не всё то, что случается, происходит по закону. Применительно к здравоохранению: страховые фирмы не прочь облапошить пациента (что в свою очередь приносит деньги юристам и юридическим страховщикам), а врачи вместе с больными стараются обдурить страхователей. Жестокосердность ("жизнь или кошелёк!", где в качестве кошелька - деньги или полис) медиков на новой Родине эмигранта уже не сияет разительным контрастом удивительно быстро перестраивающейся на "цивилизованные" рельсы медицины Родины старой, но всё ещё далеко впереди неофитов. И прочая, и прочая.

В чём же тут дело?.. В подсознательном следованию правилу "обратно мы не поедем - нам здесь всё должно нравиться!"? (Речь в данном случае именно о подсознании. Пример сознательного следования правилу можно разглядеть, скажем, в ситуации, когда эмигрант соглашается на работу, предложение о коей на Родине встретил бы словами "Вы что, спятили?!", и это ещё в самом адаптированном для детей варианте.) Или дело в камуфляже, психологической обёртке, в которой вызывавшие ранее раздражение вещи проступают в новом "оцивилизованном" виде и ощущаются "правильными"?

И если это камуфляж, то что же он собой представляет? Очевидным кажется следующее отличие. На старой Родине эмигранта стимулирование врача, сантехника и иже с ними происходило вне официальной системы, дополняя её. Возникло оно инстинктивно: если ты для себя от кого-то желаешь особого обращения, то и к этому кому-то следует относится по-особенному. Идёшь куда - иди не с пустыми руками. Потому что человека за работу всегда следует отблагодарить. И когда ты снова обратишься к тому же человеку, он встретит тебя с распростёртыми объятьями.

На новой Родине эмигранта вышеописанное стимулирование включено в систему координат общества, происходит по прейскуранту. И раздражения, как оказывается, вызывает гораздо меньше. Тот, кто ещё совсем недавно возмущался зачислением абитуриентов в ВУЗы за взятки, сменив прописку, становится счастливым обладателем возможности годами копить деньги, чтобы послать ребёнка в престижный университет.

Занятно, что таким образом форма (камуфляж) тут значительно превалирует над содержанием: если закон запрещает зарабатывать по трудам своим, то те, кто это делают, - плохие; если закон разрешает оставлять умирать бедных, то те, кто это делают, - хорошие.

При таком восприятии реальности существует, однако, опасность, что любые нечистоты общежития, будучи легализованными, запахнут для общества душистым маслом.
Tags: Америка, Европа, Мифы о России, Россия, общество, политика, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments