Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Россия: сильнее всех в EBU

Моя свежая статья о Евровидении в "Русском журнале" - "Россия: сильнее всех в EBU".


В стольном городе Белграде под эгидой организации European Broadcasting Union (EBU), состоялось очередное политико-спортивное мероприятие, по недоразумению и некоторым внешним признакам называемое музыкальным конкурсом. "Евровидение-2008", а речь, разумеется, именно о нем, прошло в этом году с особым размахом: Европа, как известно, всё объединяется и объединяется, а стран в Европе почему-то становится всё больше и больше. Действительно, кто же станет в здравом уме и совести переживать, если из одной, скажем, Испании Испаний станет 5 (или 6)? Разве что сама Испания. Но кому интересно мнение какой-то там южной "провинции у моря"?..

Впрочем, Испания может пока вздохнуть спокойно, всё возрастающей любовью Европы в последнее время пользуется Украина. Отделившись от России, она поспешила изъять из своих анналов (не подумайте в этом месте ничего плохого) тысячелетнюю совместную историю и закономерно нашла себя в половецких плясках с бубном и цепями. А ведь нет ничего приятнее для рафинированного европейца, чем ручные варвары. Ради этого и в Киев съездить не грех. (И даже в Белград! Важно лишь, чтоб варвары действительно были одомашненными и не кусались.)

Последний украинский то ли участник, то ли участница (правильнее всего, наверное, - участнице!) запомнился цивилизованной публике особенно: обзывая своего восточного соседа. Общеизвестно и не требует доказательств, что сосед этот ужасно большой и очень страшный. А как это классно - бояться вместе! Украинское участнице, вероятно, даже победило бы (хоть и было, в отличие от предшественниц, без бубна), но на повестке дня стояла очередная рекурсия раздела несчастной Югославии, и шапито засобиралось в Сербию.

Думается, разделись Украина на 3-4 части, и она станет просто непобедимой. И не надо гневных откликов! Мысль эта - абсолютно в духе "единой Европы". И даже немцы, заняв три года назад своё "законное" последнее место, не побоялись выступить с предложением, выделить Баварию в отдельное государство, чтобы то обеспечило Германии 12 очков. Дело пока дальше разговоров не продвинулось, но еще и не вечер.

Раздел Украины - дело будущего, раздел Югославии - дело настоящего и прошлого. И вовсе не мудрено, что конкурс в последние десятилетия превратился в фестиваль песен и плясок народов мира, главным образом балканских, а также в индикатор развивающейся исламизации Европы. Но вот уж два года, как Балканы, несмотря даже на сербскую победу, взяли паузу, а "Евровидение" радовало никогда ранее не случавшимся многообразием своей программы, а также достаточно высоким уровнем композиций.

Тем более интересно было посмотреть, каким получится конкурс в этот раз. Первый полуфинал (да, полуфиналов было два; год назад полуфинал был один, а еще в 2003 году полуфиналов не было вовсе, но как я уже сказал, Европа объединяется...) открылся тонким намёком ведущего на толстые обстоятельства: "Европа, где была ты всё это время?!" Уж не знаю, стоило ли Сербии так сильно и долго ждать Европу: то, что продемонстрировали в Белграде гости, правильнее всего было бы назвать "Парад фриков".

Самым стильным, тонким и естественным в своей роли фриком оказался босниец. Замечательное театрализованное представление и прогрессивная для "Евровидения" музыка выдали ему заслуженный билет в финал. Что же касается остальных...

Отбурчала свой "Лето-Свет" эстонская гоп-бригада, и, вероятно, сразу же отправились разучивать хит на следующий сезон - "Зима-Тень". Во всяком случае, в финал она не прошла. Разминулась с финалом и бельгийская "пейзанка"-старлетка. Политкорректность и несколько языков плохо сочетаются в одной стране. Пейзанке пришлось петь на выдуманном языке. Ее никто не понял, даже бельгийцы.

Садомазоигры на сцене бывшей мисс-Словения, обладательницы собственных, в смысле марки, трусов "Rebeka-Dream", были понятны и без слов, но в финал она тоже не попала. На пчёлку Маю была похожа участница из Андорры, хоть и постарше, зато на диете. Дети, наверное, уже спали, а взрослых не впечатлило. Финал будет без Андорры.

По пути финских "монстриков", победивших два года назад, и дальше двинулась (на всю голову) Ирландия. До мышей они, правда, еще не до... шли, зато до... шли до индюка. Не помогло.

Некоторые страны пошли по надежной проторенной дорожке. Финляндия? Хард-рок? Слышали, знаем. Услышим еще раз, в финале. Ориентальные напевы представила голландская участница, дочь своего марокканского отца. За этим можно было бы разглядеть хитрый расчет (даже на Западе выходцы из южных и восточных мусульманских стран голосуют активнее всего), если не знать, что голландка самая успешная певица у себя в стране. Что, разумеется, уже само по себе говорит о многом.

Польша, вероятно окончательно поверив в то, что американское - значит лучшее (ракеты так ракеты, певицы так певицы) отправили на европейское соревнование отдуваться за себя американскую солистку. Блестящие белизной зубы, намазанное тело со вставками из ботокса, в брилликах микрофон - польский Лас Вегас, "american dream" по-польски. А ведь когда-то эти люди мечтали править Евразией, жгли Москву... Sic transit gloria mundi...

Американкой были представлены и греки. По-гречески их певица говорит слабо, но это не важно - для того песни на английском языке и пишут.

За греков отработала армянка Сирушо, построившая свою программу на греческих хитах Евровидения прошедших лет. То, что Армения окажется в финале, было ясно задолго до начала выступления. Тем важнее было для дебютирующего на конкурсе Азербайджана оказаться там же. Новички не подкачали: кавказская версия Витаса не всегда совпадала со своим партнером на сцене, зато какова постановка! С ангельской мощью и дьявольским запалом. А то, что петь вживую вдвоем и по нотам реально, позже продемонстрировал румынский оперно-попсовый дуэт, еще одни финалисты.

К сожалению, не прошли в финал джаз-певица из Молдавии, что было заранее очевидно, и итало-рокеры из Сан-Марино. Италия уже очень давно бойкотирует конкурс, созданный как калька с её Сан-Ремо. В кое-то веки для участия в шоу выбрались почти-итальянцы, и такой пролёт.

Не случайно, что приветствовать поп-тяжеловеса из России были выбраны сербские тяжелоатлеты. Немецкий комментатор едва успел перечислить тяжелую артиллерию Димы Билана: известнейший музыкант и композитор, скрипка Страдивари, олимпийский чемпион, самый именитый в мире американский продюсер. "Больше - просто невозможно", выдохнул комментатор.

Певческую конкуренцию России смогла составить только 16-ая республика Советского Союза, Израиль. "Йеменский соловей" практически всю свою сознательную жизнь провёл в кибуце, ухаживая за коровами. Там бы он и остался, если б не casting-шоу израильского телевидения, для участия в котором будущего "соловья" без спросу зарегистрировал друг. Здорово носить короткие рукава, когда из них выглядывают такие мускулы, как у израильского парня. Да, сельхозработы на свежем воздухе не проходят даром.

Второй полуфинал мы назовем "Вторсырье". Вторичность довлела над постановками, над мелодиями и над самим музыкальным жанром. Открыла программу исландская парочка. Болтают, что в Исландии все друг другу родственники. Может, и врут, но уж очень исландцы друг на друга похожи. Исполнялся европоп.

Следующей на сцене появилась шведская конкурсантка. Первые мысли: "Марс атакует!" и "Майкл Джексон сменил пол!". Перед "Евровидением" шведка поучаствовала в мюзикле "Красавица и чудовище". Гадайте сами, кого она там играла. И снова исполнялся европоп. Как и почти весь вечер после с редкими балладными вкраплениями. Конкурс словно вернулся к своим корням, когда подобное не только соревновалось, но и побеждало.

Пик ностальгии (даже не "вторсырье", но просто "утиль") пришелся на выступление хорватских старичков - уличных музыкантов, начинавших на улицах Парижа, а сейчас оккупировавших главную загребскую площадь, с композицией, представляющей собой смесь еврейских "Papierossen" и маразм-рэпа.

Украинка Ани Лорак под руководством российского "короля римейков" выступила римейком белоруса Колдуна. А песня её не просто напоминала репертуар Тины Тёрнер вообще, но конкретную титульную вещь из фильма о Джеймсе Бонде "Золотой глаз", и даже постановка отсылала к игре силуэтов в титрах любого бондовского фильма. Что ж, у Филиппа Бедросовича неплохой вкус. В кино.

Скопировать Колдуна пытался и белорусский участник Алехно. Копия получилась ухудшенная, да еще и фальшивила. Мелодия с точностью почти до последней ноты была "позаимствована" из песни "Ну и что", исполняемой группой "Русские" в начале 90-х и Григорием Лепсом позже. Впрочем, кажется, поменялся "композитор". "Hasta la vista" спел белорусский конкурсант, как получилось, сам себе. Асталависта, Белоруссия, и до новых встреч.

Часть вечера прошла под девизом "Переори другого", а вторичность переходила во второсортность и сливалась с ней. Удивительное открытие удалось сделать, наблюдая за выступлением чешской конкурсантки: "Наличие голоса способствует пению" (ну а отсутствие, соответственно, наоборот). Просто мимо нот пролетали и "фантом из Литвы", и турецкие поп-рокеры, и болгарские техно-поперы.

Засилье восточной Европы на первых местах конкурса уже несколько лет сильно раздражало Европу западную. Решено было "поколдовать" над правилами (Вы хорошо играете в футбол? У вас сильна вратарская позиция? Отныне мы играем без вратарей!) таким образом, чтобы сделать тот более прозападным. В обстановке строжайшей секретности мозговым западным штурмом были рождены составы полуфиналов, максимально ослабляющие возможности "восточной мафии", проводить своих людей в победители.

Больше всех обиженной новыми правилами наверняка чувствовала себя певичка из Мальты, исполнительница песни под названием, понятном на любом языке - "Водка". Услышав призыв "На здоровье!" эти странные русские с их загадочной душой просто обязаны были бы бросить всё и голосовать, голосовать... Но чуткие организаторы подсуетились, развели в полуфинале Мальту с Россией, похоронив шансы "проплаченки российских олигархов" на финальное выступление.

Несмотря на разводку в прямом и переносном смысле стран в полуфинале, добавить туда же Германию, Испанию, Францию и Великобританию организаторы все равно не рискнули (от себя добавлю: не без оснований). Четыре вышеназванных страны выходили в финал по умолчанию. С другой стороны лишний раз перед финалом показать свою песню публике - значительный бонус. Совести отказаться от выступлений вышеназванной четверки в полуфинале вне конкурса у организаторов хватило, но самые забойные отрывки из клипов "железных" финалистов показали аж два раза.

Ничего не помогло. Нашествие варваров остановить не удалось. Всё вышло так, как и предсказывали букмекеры: на победу России они давали 3/1, Украины - 7/2, Греции - 9/1 и так далее. Уже упомянутый выше немецкий комментатор заканчивал трансляцию из Белграда "плачем Ярославны" по оценочной системе, будто именно она была виновата в том, что западноевропейские страны на всех про всех выдавили из себя всего-то 2 очка для тевтонских девчонок, налажавших в своей песне больше всех остальных конкурсантов вместе взятых.

И не было ничего приятнее после финала, чем читать англоязычные форумы про "скандальное голосование". И "соседей у России много" (словно мало их было у Греции), и "восточники голосуют друг за друга" (о братской взаимоподдержке скандинавов - ни слова), и "западноевропейскому участнику никогда не победить" (разве не выигрывали всего два года назад финны?) и "не больше трех звонков в одну трубку, а лучше вообще голосовать по паспорту, а то диаспоры достали" (образцы-либералы наши), да и "вместо обычных людей голосовать должно жюри" (образцы-демократы наши).

Наверное, в следующем году опять поменяют правила. Читали бы Жванецкого, знали бы что делать.

До встречи на Евровидении-2009 в России!
Tags: Европа, Россия, искусство, политика, спорт, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments