Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Палаццо Питти и сады Боболи

Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Капелла Бранкаччи
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 1)
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 2)
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Дуомо (часть 3)
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: "Персей" Челлини
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: Поросенок
Что нужно увидеть во Флоренции и почему: "Давид" Микеланджело

Если в переполненном людьми Уфицци картины развешены по эпохам, школам и художникам, то в палаццо Питти, другой великолепной картинной галерее Флоренции, менее известной широкой публике (японцы, большие любители туров "Все городские достопримечательности за один день", туда банально не успевают), картины висят просто "для красоты". Заботливая хозяюшка (а может - хозяин) несколько сотен лет назад отдавала приказы слугам расположить "этого тицианчика к вон тому рафаэльчику", так всё с тех пор и осталось. Шедевры мирового изобразительного искусства в качестве декорации не у всех находят понимание. А по мне - в самый раз.



Графья, князья, кардиналы смотрят на нас с портретов. Но как в их число во дворец великого герцога попал Оливер Кромвель?.. Оказывается тому виной письмо лорда-протектора папе с требованием прекратить преследование вальденсов. В случае отказа британский флот обещал появиться на Тибре. Александр был так напуган письмом, что согласился удовлетворить требование. Что в свою очередь привело в восторг великого герцога Фердинанда II и сподвигло направить Кромвелю художника Лели с предложением о портрете. Кромвель с удовольствием согласился и пообещал вернуть портрет Фердинанду в качестве подарка.

Возможно, именно эта картина заставила Кромвеля произнести свое знаменитое предостережение: "Мистер Лели, я желаю, чтобы Вы употребили весь Ваш талант для написания точного портрета безо всякой лести; запечатлейте все неровности, все эти прыщи и бородавки, или я не заплачу Вам ни пенни." Если это действительно та картина, художник очевидно потерпел полную неудачу. Англичанин, посетивший в 1658 году дворец Питти, написал: "Здесь висит портрет умершего лорда-протектора Англии, совершенно на него не похожий".

Самый известное женское лицо дворца Питти принадлежит Элеоноре Толедской. Брондзино запечатлел ее с сыном Джованни. На ней устричного цвета платье из сатина с черно-коричневым бархатным узором, в котором ее позже похоронят. Челлини не мог найти с ней общий язык - его бестактные комплименты приводили Элеонору в ярость. Она была дочерью вице-короля Неаполя, ее брак с Козимо I был счастливым и полным гармонии, хоть и окончился трагедией. В 1562-ом она сама, а также ее два младших сына умерли в течение месяца от малярии.



Если вы счастливо решили заглянуть в палаццо Питти в утренние часы, не забудьте после обеда прогуляться в садах Боболи, послуживших образцом при создании Версаля. Когда-то в аллеях сада герцог и его придворные играли в прятки и ловили птиц. В прудах выращивалась рыба, которую подавали к столу. Везде кипела жизнь. От той жизни сохранились деревья, фонтаны и статуи. Нептун с трезубцем. Статуя "Изобилие". Вообще-то она задумывалась как Иоанна Австрийская, жена Франческо I. Но тот любил другую женщину, и Иоанна оказалась заброшенной. И в жизни, и в камне. Долгое время пролежав в ящике, статуя в конце концов все же увидела свет, но уже как "аллегорическая фигура".



Во дворе палаццо Питти проходили турниры и свадебные празднества. Лучшие артисты и художники того времени спорили за право создания костюмов и декораций торжеств. Однажды мастеровыми на весь двор из досок был сколочен импровизированный бассейн. В него залили воду и устроили "морское" представление на манер шоу из римского Коллизея, в котором гладиаторы, впрочем, сражались по-настоящему.

Если сильно поискать, в том же дворе можно обнаружить рельеф осла. Несчастное животное славно потрудилось на строительстве дворца и издохло от работы. В мире достаточно памятников ослам в переносном смысле. А вот чтоб памятник достался ослу-натуралу - большая редкость...



Когда-то в садах Боболи располагался городской зоопарк. Львов, символов Республики, флорентийцы поначалу держали на главной городской площади возле палаццо Vecchio. Каменный флорентийский лев, "Il Marzocco", и сейчас там сидит на своем пьедестале, держа в когтях герцогский щит с флорентийской лилией. Но позже львов перевезли в палаццо Питти. Очевидец рассказывал, как герцог и его приближенные с края специально выкопанной по случаю ямы наблюдали сверху вниз за битвой хищников. Загоняла львов обратно в их "квартиры" хитрая машина в виде огромного зеленого дракона на колесах. Внутри стоял двигавший машину человек, в руках он держал два горящих факела - глаза "дракона". "От такого ужаса самая страшная бестия попрячется в свою нору", - писал очевидец.

В 1488 году египетский султан подарил Флоренции жирафа. Длинношеее животное стало любимцем горожан. Народ каждый день сбегался посмотреть, с какой нежностью и грацией жираф берет яблоки из рук маленьких детей. С началом зимы флорентийцы жгли огромные костры, чтобы обогреть зверя. К их огромному сожалению жираф отдал концы уже в следующем году.
Tags: Италия, Флоренция, искусство, история, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments