Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Заметки на полях - 25: О причине популярности современного искусства

Практически все современное искусство построено на одном принципе – принципе пущей курьезности. Собственно в этом нет ничего удивительного, непонятно, скорее, иное – почему искусство это находит почитателей, причем в немалых количествах. Историю с голым королем не упоминал в данном контексте только ленивый: действительно, любой пример заразителен, и подпевалы всегда найдутся. Но откуда возникают самые первые ценители, те, что создают голому королю его "платье"?

Есть у меня одна версия. Дилетантская. И потому очерчу я ее просто и простыми словами. Кажется еще Фуше сказал, что каждый хочет казаться старше, чтобы казаться умнее. Насчет первой части – не уверен. Но попродвинутее явно хочется быть всем. Любое произведение искусства состоит из формы и содержания. Под содержанием я понимаю мысль, вложенную в произведение создателем, если хотите – плотность и количество. Чем плотность и количество мысли выше, тем труднее воспринять произведение конечному потребителю. В сущности, именно на этом во многом выстроен принцип раскрутки современных поп-звезд: крути песню днем и ночью, она и до олигофрена достучится. Но даже когда информация доводится до пользователя кусками, ее восприятие требует определенных усилий, по меньшей мере желания повторить процедуру. А оно присутствует далеко не всегда: проще назвать непонятое непоравившимся и прикрыться вкусом, о котором якобы не спорят, хотя и у него есть критерии. Прикрыться то можно ("мне Пушкин не нравиться, я Донцову люблю"), но всем, и заявителю в том числе, очевидно, что Пушкин все-таки более "продвинутый" писатель, чем Донцова, а значит "в родной консерватории" таки не все в порядке и хотелось бы это дело как-нибудь поправить, прикрыться поизящнее, не предпринимая, однако, для того особых усилий. И вот здесь потребителю приходит на помощь "современное искусство". Ну и наоборот разумеется тоже, король-то голый.

Оказывается, что форма, которая аналогично содержанию может различаться по сложности, в отсутствии содержания воспринимается гораздо легче, особенно когда она не столько сложная, сколько оригинальная, или, как я уже писал выше, курьезная. "Черный квадрат" – анекдот, содержания в нем – один черно-белый бит, поставленный на черное. Но это совершенно не важно – додумаем за автора, мало что-ли лабуды на свете. Кто-то додумает (какая-никакая а работа), кто-то повторит (вообще лафа) – смотришь, полку "интеллектуалов" прибыло. Помочился автор под кресло – великолепно! "концептуально"! А какая глубокая идея в этой луже! А как мы глубоко эту идею осознали! Ах какие мы умные! Ну как не заплатить автору за... как это называется... перформенс!*

Причина, почему авторы "справляют нужду под кресло", тоже довольно очевидна – и не в "жрать хочется" тут дело. Возможно, данную причину стоит обрисовать отдельно.


* Автором "перформенса с креслом" следует признать черного кота Плиню, он же Плинтус. Названный кот вел свой дневник в ЖЖ и особенно запомнился фразой "Нассал под кресло. Отлично!". Адрес сКОТского журнала - skotina.livejournal.com.
Tags: Заметки на полях, искусство, общество, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments