Corwin (realcorwin) wrote,
Corwin
realcorwin

Италия-политика-религия-футбол

Я подначил, а Rainaldo написал. Прошу любить и жаловать :).

I.        Немного истории (в моей субъективной выборке :))

Италию назвали Италией греки. А владели ей в это время этруски. Центром Этрурии была нынешняя Тоскана (область вокруг Флоренции). В 753 г. до н.э. легендарный этрусский царь Ромул, пропахав плугом границу-прямоугольник где-то в нынешнем римском Форуме, основал (опять-таки по легенде :)) городок Рим (который по-итальянски в его честь так и называется: Рома, женского, кстати, рода – поэтому «Мама Рома» одноименного фильма). Ещё более легендарная «капитолийская волчица», вскормившая Ромула и Рема, - опять-таки этруска «по национальности» (этрусская скульптура на Капитолийском холме) – более того, по той же причине она является и символом Сиены, верящей, что на самом деле вся история произошла в ней.

История рассказывает многое о победах этрусков над италиками-римлянами, но в странном тумане оставляет вопрос о том, куда же эта великая цивилизация вскоре канула или «рассосалась»? Что даёт почву даже для спекуляций, выводящих из слова «этруски» этимологию: «русские» :))) Римляне счастливо унаследовали и этрускам, и грекам (через них – египтянам и т.п.), в республиканский период после 500 г.до н.э. утвердились хозяевами Средиземноморья, стерев заодно с земли африканский Карфаген… История Рима – отдельный пласт. Вспомним лишь 44 г.до н.э. – убийство Цезаря. 30 г. до н.э. – приход к власти Августа, ставшего в 27 до н.э. первым Императором (http://irmy.livejournal.com/8833.html?thread=39553#t39553 ; http://realcorwin.livejournal.com/107594.html )…  Императоры, развивавшие идеологию Рима как всемирного государства, впитывающего в себя все культуры и религии (до христианства религиозных конфликтов в Риме не было – но это снова отдельная тема). 306-337 гг. – правление Константина I, провозглашение христианства государственной религией. И – скорое падение (не говорю, что «вследствие»:))) – 395 г. – разделение на Западную и Восточную империи, в следующем столетии – падение Западной (а Византия, просуществовав ещё до второй половины 15 века!, оказывала большое влияние на отдельные области Италии – Равенну, Венецию…). Пробежим по этому «византийскому мостику» над безумно интересными Средними Веками (времени на них нам здесь не хватит:)) – и на дату падения Византии в 1453 году мы возвращаемся в Италию и Флоренцию времени Лоренцо великолепного (род.в 1449, в 1469 унаследовал власть, умер в 1492) – «вдохновителя» идеологии «Возрождения».

В чём заключалось «Возрождение» для политиков генерации Медичи – я, отчасти полемически, говорил здесь:  http://realcorwin.livejournal.com/96963.html .
Примерить на себя тоги римских императоров и древнеримского величия, возродить величие светской власти в противовес церкви, прежде всего. (Лоренцо был отлучён Папой,  и сам – через флорентийскую церковь – «отлучил» того, но затем умело выиграл в этой «шахматной игре», после чего на годы вперёд и в папстве партия Медичи играла одну из первых скрипок.) Однако, заигравшись в эти игры, разбудив такие нонконформистские силы, как Савонарола, тот же Лоренцо обрушил на какое-то время фундамент своей династии, а во Флоренцию на 20 лет вернулась республика. И Возрождение, освободившись от придворно-куртуазных функций, пережило подлинный расцвет, после чего выдвинулось в разнообразных формах через Рим по всей Европе. (Чем, собственно, «живое дело» и кончилось, перерастая дальше в формальные отголоски, маньеризм и классицизм, ну  – и на том спасибо:))

Единой Италии тем временем не существовало – ни на карте, ни в головах. Масса церковных и светских «удельных князьков», ещё больше – «партий». Самыми крупными партиями тогдашней Европы были гибеллины (сторонники светской власти, Императора) и гвельфы (за церковников и Папу). Не знаю подтверждений, но легендарных гоблинов и эльфов произвожу от этого источника. Интересно, что принадлежность к одной из партий можно определить для любой итальянской крепости или замка: зубцы стен гибеллинов хорошо нам знакомы по Московскому Кремлю (изображают императорского орла), а зубцы гвельфов – прямые как русская «п» (конечно, итальянские архитекторы Кремля никак не могли сделать тут «папских» зубцов, а только «княжеские»-императорские).
Как только одна из партий одерживала местную победу, противники изгонялись, их дома ровнялись с землёй, но партия-победитель тут же раскалывалась на части (к примеру, «чёрных» и «белых» гвельфов) – и всё начиналось по новой (не избежал этой участи даже великий Данте, изгнанный после политического поражения из Флоренции, умерший в Равенне, а флорентийский дом его, также срытый до основания, был якобы восстановлен лишь в новейшие туристические времена :)).
В ходе этих «боёв местного значения» итальянцы повыбили почти повсеместно своих дворян (воинское сословие), а купцы, цеховики и церковники – воевать не обучены, обучены торговать. В Италии началась эпоха национального позора и наёмников (прежде всего германских). Появилось слово «солдат» – от итальянского «сольди» - деньги.
Через Италию перекатывались армии, банды, ватаги, шайки… Вражескую армию можно было перекупить и отправить в обратную сторону. Голодные «солдаты удачи» подчас просто захватывали город и выставляли на аукцион: кто из ближних правительств захочет пополнить территорию, тот и заплатит больше. Великий Макьявелли (которого Гарибальди и Кавур считали первым объединителем, на 200 лет опередившим время и давшим начало этому процессу) собирал в крохотных городках сохранившийся опыт народного ополчения... Даже папский Рим, несмотря на честь и героизм швейцарских наёмников, и до сих пор его охраняющих, не раз бывал разграблен.

Мы уже оставили за скобками многое: сарацинов и викингов в Южной Италии (http://realcorwin.livejournal.com/100280.html?thread=1861304#t1861304), коварство и неповторимость Венеции (http://realcorwin.livejournal.com/53748.html), необъятные темы итальянского языка (от Франческо Ассизского до наших дней), искусства и культуры (http://www.italia-ru.it/italia/about).
Однако всё это к 18 веку могло остаться воспоминанием об исчезнувшей стране, когда независимых территорий в ней почти не осталось, и её на протяжении полусотни лет так и эдак делят между собой воюющие соседи. Наконец, достаётся она Наполеону, вся, и за краткий период он провёл здесь больше реформ (с разным знаком), чем другие за столетия. После 1814-15 гг. на «свято место» заступает Австрия. Ещё 15-20 лет спустя, подпитываемая французской эмиграцией, вспыхивает борьба за Рисорджименто – воссоединение и освобождение Италии.

Рисорджименто в Италии проходит тоже парадоксально: дважды (в 1848 и в 1866) сначала Сардинское  королевство, потом объединившаяся вокруг него часть Италии объявляла войну Австрии – и дважды потерпела жесточайшие поражения. И лишь временные союзники (в первом случае Наполеон III – Италия заплатила участием в Крымской войне против России, во втором – Пруссия) в последний момент вмешивались и спасали ситуацию. Мы вспоминаем лишь Гарибальди. Между тем дольше и полнее него тяжесть этого «объединительного проекта» несли на себе король Сардинии, Сицилии и Неаполя Витторио Эммануэле Второй (ставший первым королём объединённой Италии) и его министр граф Камилло Кавур. Улицы и монументы, посвящённые им, вы встретите в каждом городе.
Столица объединённой Италии между тем переместилась из Пьемонта (Турина) в Тоскану (Флоренцию) в 1865, заставив расплатиться за это помпезной площадью в «пьемонтском стиле» (нынешняя пл. Республики, мало вписывающаяся в архитектурный ансамбль города) на месте еврейского гетто (http://realcorwin.livejournal.com/50894.html), оставившего после себя лишь кафе «Гамбринус».
Последние же 5 лет длилась борьба за Лацио против Папы (в качестве светского правителя). После победы 1870 года, завершения объединения и переноса столицы в Рим (http://realcorwin.livejournal.com/104201.html?thread=2034953#t2034953) – Папа почти на 60 лет оказался "никем и нигде" (опять же в светском плане – даже латеранская резиденция ему не принадлежала в полной мере). "Разрулил" этот долгий конфликт, как ни странно, лишь Муссолини ок.1929 г., подписав с Папой "Латеранские соглашения" и создав государство Ватикан.

II.        Немного о религии

99% верующих в Италии – католики. Портал католических сайтов (имеющихся практически у каждого храма) с разнообразной информацией: http://www.siticattolici.it/ .
Также я не раз упоминал интересные сайты о Святых (см. подборки из серии http://realcorwin.livejournal.com/106113.html).
Но в каждом крупном городе есть, к примеру, синагоги.
Есть и множество православных храмов, в том числе Московской Патриархии.

Вот сайт, создававшийся православными в Италии:
http://digilander.libero.it/ortodossia/mainen.htm
Вот список адресов церквей пяти разных патриархатов на нём:
http://digilander.libero.it/ortodossia/Indirizzi.htm
Список этот расширяется, комментарии на эту тему есть на ветке русскоязычного форума "Православные церкви в Италии":
http://www.russianitaly.com/forum/viewtopic.php?t=8489&postdays=0&postorder=asc&start=0
Вот также сайт экуменического патриархата Италии и Мальты:
http://www.ortodossia.it/
Есть также обращённая к итальянцам часть русского сайта:
http://www.orthodoxworld.ru/italiano/
Но, видимо, "недавней постройки", поскольку имеющаяся страничка ссылок тут девственно пуста: http://www.orthodoxworld.ru/links.htm#04

В папском Риме до недавнего времени были шесть православных церквей, из них одна Московской Патриархии (Св.Николая, via Palestro 71, 00185 Roma. Tel.: 06-44.50.729), но располагалась она в обычном здании, не строившемся для неё специально. Несколько же дней назад состоялось освящение первой (ещё в позапрошлом веке задуманной) церкви (Св.Екатерины, рядом с российским посольством), которая ещё продолжает строиться: http://www.italia-ru.it/node/6166 . Интересна параллель, на которую обратил внимание старший звонарь соборов Московского Кремля на церемонии: «Когда-то, в 1474 году, итальянцы научили русских лить колокола - первый литейный цех открыли в Москве на месте нынешнего Детского мира при Иване III. Ныне колокола, изготовленные в Москве, оглашают Италию своим благозвоном».

Одна из самых запутанных сторон нынешней католической практики в Италии – бракоразводная! Обсуждений этой темы большинство итальянцев улыбчиво стремится избегать не менее, чем было дело с пресловутыми "сепульками" Станислава Лема :))
В Италии вообще нельзя жену "бросить" - обязан пожизненно обеспечивать её даже после развода. А для понятия "развод" есть два принципиально разных термина: "диворцио" - его даёт католикам лишь Папа. И (или) "сепарацьоне" - это гражданский (юридический) развод, причём после него вы можете вступить в новый юридический брак, всё ещё оставаясь одновременно в старом церковном...
Лишь недавно церковный развод стал вполне реален (в отличие ещё от 60-х годов). В теории всё очень просто: расторгнуть венчанье может только Папа Римский (на практике - его канцелярия). Издержки понятны: один человек или орган должен "обслужить" даже не одну страну, а весь католический мир! Отсюда - длительные очереди (ожидания решения), за время которых особо нетерпеливые люди могут даже успеть вступить в другой светский брак. Ускорить свою очередь (как и в те времена, когда они длились порой больше жизни) позволяет либо значительное денежное "вливание", либо имеющий особый "доступ к телу" дорогостоящий адвокат... Я, к сожалению, не смогу Вам ответить, как это соотносится с юридическим институтом брака в других католических странах, но в Италии ответ тоже стал очень прост: после принятия законов 1970 года и провалившегося референдума по их отмене в 1974 году - не соотносится никак. Юридически (но не в общественно-религиозном мнении!) церковно-католический развод или его отсутствие в Италии не имеет значения.
Государство в Италии теперь не церковное, и в юридических документах «диворцио» и «сепарацьоне» слились воедино и относятся к компетенции уполномоченных судебных органов.
http://www.giustizia.it/servizi_cittadino/schedadiv.htm
http://www.separazione-divorzio.com/
http://www.studiolegale-online.net/separazione_divorzio_01.php
С точки же зрения католической веры супруги остаются в браке либо до смерти одного из них, либо до соответствующего решения Папы Римского, о котором мы уже говорили. Вот такое вот противоречие для религиозной страны, от обсуждения которого итальянцы стараются вежливо уклониться, в то же время растёт процент "семейных пар", вообще никак не регистрирующихся - ни юридически, ни в церкви (некоторые - ещё и из левых или атеистических убеждений, поскольку общественное мнение - а оно для общительных итальянцев не может быть безразлично - гораздо негативнее относится к бракам, зарегистрированным только в муниципалитете без венчания, нежели просто к свободным сожительствам).

Продолжение следует.
Tags: Италия, искусство, история, политика, путешествия, спорт, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments